«Мой сын умеет находить продукты по выгодным ценам, он работает рядом с супермаркетом «Седьмой континент, поэтому имеет возможность сравнивать цены каждый день». Дмитрий, 58 лет, у которого свое небольшое дело, имеет обширное семейство, состоящее из жены, трех взрослых детей, 34, 27 и 18 лет и внука. Они все живут в квартире на Ленинских горах, в Москве. Когда из общего дохода в 70 тысяч рублей в месяц, притом что работают четверо в семье, 22% уходит на покупку продуктов, поиски скидок и выгодных предложений становятся необходимостью. При этом семья Дмитрия еще находится в привилегированном положении по сравнению с другими семьями, которые в среднем тратят на продукты 29% от общего дохода. Другие статистические данные говорят о цифре в 35%.
В Мексике на покупку продуктов питания уходит 22% от общего дохода, в Китае - 28%, в Соединенных Штатах — 10%. Ситуация в России потенциально взрывоопасная, потому что цены на продукты в прошлом году продолжали постоянно расти, особенно из-за засухи и пожаров. Вклад роста цен на продукты в размер инфляции составляет примерно 20%. В феврале месячное повышение цен по отношению к среднеговым цифрам составило 9,7%, в январе — 9,6%, в декабре 2010 года —8,8% и в июле — 5,5%. «Ситуация вызывает крайнюю озабоченность», - сказал два дня назад первый заместитель председателя российского Центрального банка Алексей Улюкаев.
Накануне выборов в законодательные органы в декабре 2011 года и президентских выборов в марте 2012 российские политики очень озабочены мнением народа. «Высокая инфляция считается политически опасным фактором, и в прошлом году российское правительство пошло на повышение пенсий, чтобы сдержать народное недовольство», - замечает Андерс Аслунд (Anders Aslund), экономист из Института международной экономики имени Петерсона в Вашингтоне. Рано или поздно Россия должна перейти к ограничительной денежной политике.
Несколько дней назад Россия вступила на этот путь, после того, как министр финансов Алексей Кудрин заявил, что наступил момент для повышения кредитных ставок, которые до сих пор удерживались Центральным банком на низком уровне, с целью заблокировать спекулятивные капиталы и попытаться избежать перегрева. Обменный курс тоже считается довольно низким, и Банк попытался его повысить. «Другой способ держать под контролем инфляцию помимо кредитных ставок заключается в том, чтобы укрепить рубль и сделать импорт менее дорогостоящим», - объясняет Ованес Оганесян, главный стратег и исследователь «Ренессанс Капитала». Но этот совет сослужил службу только в течение короткого срока. На следующий день после предупреждения Кудрина Центральный банк поднял ставки на 25 пунктов, доведя ставки межбанковского кредитного рынка до 3%, ставку по кредитам РЕПО (кредиты под залог ценных бумаг) до 5,25%, а ставку рефинсирования до 8%. Для того чтобы избежать риска использования спекулятивных капиталов, Центральный банк поднял планку необходимых резервов в банках, в которых хранятся вклады нерезидентов.