Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зашевелились

Русские шовинисты будут собирать подписи за «второй государственный язык»

© РИА НовостиГимназия №2 во Владивостоке
Гимназия №2 во Владивостоке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Группа русских шовинистов Латвии начнет сбор подписей за проведение референдума по требованию о предоставлении русскому языку статуса второго государственного языка. Со всеми вытекающими из этого практическими последствиями – возвратом к положению, существовавшему в Советской Латвии, где, как и на остальной территории СССР, официально не было государственного языка, был «язык межнационального общения».

На следующей неделе группа русских шовинистов Латвии, которая специально для этой цели создала организацию «Родная речь» (с ней союзничает молодежное движение «Едины для Латвии»), начнет сбор подписей за проведение референдума по требованию о предоставлении русскому языку статуса второго государственного языка. Со всеми вытекающими из этого практическими последствиями – возвратом к положению, существовавшему в Советской Латвии, где, как и на остальной территории СССР, официально не было государственного языка, был «язык межнационального общения». Кто помнит те времена, знает, что это означало в повседневной жизни и в «праздники».
Как видим, не совсем испустила дух весьма распространенная двадцать лет назад установка, что «они (латыши) все ведь говорят по-русски, пусть и продолжают». Или, по меньшей мере, иллюзия, что это может оказаться более-менее жизнеспособным в наши дни.

В качестве наиболее известных в обществе продвиженцев инициативы можно назвать Владимира Линдермана (в данное время – лидер движения «13 января»), лидера названной собственным именем партии Евгения Осипова и экономиста (?) Александра Гапоненко. Никогда не приходилось слышать, чтобы кто-то из упомянутых персонажей говорил по-латышски. Линдерман всегда склонен к теоретизированию (до сих пор не принесшему плодов), и сейчас ему все ясно: «Не будет никакого национального взаимопонимания, пока националисты не убедятся в нашей духовной силе. А когда убедятся, будут и понимание, и диалог. Так устроена жизнь: люди уважают силу характера». Такова судьба политически полуутопающих - ухватиться за соломинку, если она появится.

Надо сказать, что на этот раз (в отличие от распространенного упомянутыми людьми в январе идиотского призыва к негражданам не платить налоги) русским шовинистам помогло объединение Visu Latvijai со своим абсолютно несвоевременным и неуместным (в Латвии все же постепенно образуется политическая нация) требованием (тоже хотят референдума) об обучении в финансируемых государством школах только на государственном языке.

Все это «пробуждайтесь на борьбу, русские люди» не стоило бы особого упоминания (как и в очередной раз - получится много шума и мало толка), если бы это нельзя было расценивать, как «первый звонок» для серьезно представленного в Сейме «Центра согласия» (ЦС). ЦС на выборах в Сейм получил 29 мест и это вершина его возможностей. Если не произойдет ничего особого, в обозримом будущем объединение таких серьезных успехов не добьется. Тактически ловкий ход лидера ЦС Нила Ушакова – призыв накануне выборов к сторонникам политически хромающего (это показывали опросы общественного мнения)  «За права человека в единой Латвии» (ЗАПЧЕЛ) голосовать за ЦС - обозначил монолитность определенной части избирателей, но монолитность с фитилем замедленного действия. Спрос на базирующуюся на русском шовинизме («Россия превыше всего!») политическую силу у известной части граждан Латвии сохранился. Тех, у кого «голубая мечта» Рижская губерния (официальное название территории имеет второстепенное значение), ЦС заставил разочароваться. К власти он не попал и с радикальными установками по национальным вопросам не выступил. Идея существует, но «на высоких политических полках» у нее нет видимой поддержки.

ЦС позиционировал себя как интернациональная (в нормальном, а не в советском понимании слова) политическая сила социал-демократической направленности. Жизнь оказалась сложнее. В списке кандидатов ЦС в депутаты по именам и фамилиям как латышей можно было идентифицировать более трети. Среди 29 депутатов Сейма латышей лишь несколько – заслужившие внимания «в прежней политической жизни».

Несколько месяцев модно говорить о том, что главная проблема «Единства» сохранение единства, и это видно, как на ладони. Для ЦС эта проблема даже серьезнее, чем для «Единства», просто ее труднее заметить, поскольку она тщательно скрывается. Вопреки народной мудрости, на некоторое время шило можно утаить в мешке.

Где через три года для будущих выборов в Сейм ЦС найдет берзиньшей, карклиньшей, сейчас непонятно. По общей картине октябрьских выборов видно, что средний избиратель ЦС довольно последовательно вычеркивал берзиньшей и ставил плюсики кравцовым. И неясно, что произойдет с ЦС, когда «бригаду» политического штукаря Линдермана из узурпированной им сейчас политической ниши вытеснят люди, которых действительно можно воспринимать всерьез.

Перевод: Лариса Дереча