Россия сейчас греется в лучах высоких нефтяных цен, и политики испытывают искушение повышать расходы в преддверии выборов. Однако только такая непопулярная мера, как жесткий контроль над бюджетом способна избавить избирателей от их главного страха, связанного с инфляцией.
Перед уже десять лет возглавляющим министерство финансов Алексеем Кудриным, благоразумная политика которого помогла России справиться с последним экономическим кризисом, но нажила ему множество врагов среди политиков, предпочитающих привлекать избирателей низкими налогами и высокими государственными расходами, стоит непростая задача.
Премьер-министр Владимир Путин уже отложил на период после выборов решение вопроса о долговременной экономической стратегии для России. Таким образом, он отказался делать сейчас трудный выбор между сокращением бюджетного дефицита и стимулированием российской промышленности.
В этом году средняя цена на баррель российской экспортной нефтяной смеси Urals составляла 98 долларов, что на 30 % превышает уровень, заложенный в бюджете. Если она удержится на этом уровне до конца года, государство заработает дополнительные 1,5 триллиона рублей (53 миллиарда долларов).
Казалось бы, это звучит как хорошая новость для страны, считающейся крупнейшим в мире производителем нефти, министерство экономического развития которой утверждает, что каждые лишние 10 долларов к цене барреля превращаются для нее в 0,5 процентного пункта экономического роста.
Однако в настоящий момент – в отличие от рецессивного 2009 года – основным предметом тревоги россиян опять стала инфляция, а не безработица. По данным независимой социологической службы «Левада-Центр», она беспокоит почти две трети населения. А для борьбы с инфляцией сочетание высоких нефтяных цен и предстоящих выборов крайне неблагоприятно.
Хотя инфляция – это общемировая проблема, цены в России растут быстрее, чем в других крупных странах с развивающимися рынками, и почти в два раза быстрее, чем в Китае.
Как нефтедобывающая страна, Россия менее уязвима для прямых последствий роста цен на энергоносители, чем импортеры нефти. Однако для нее с нефтью связаны инфляционные риски – результат потоков денег, захлестывающих экономику благодаря росту доходов от экспорта.
«Особенно важна будет координация денежно-кредитной и фискальной политики. Если они будут работать в одном направлении, правительство, возможно, сумеет сдержать инфляцию и не дать ей стать двухзначной», - считает главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич (Zeljko Bogetic).
«Ослабить бюджетную дисциплину и начать транжирить средства было бы неправильно, однако ... на фоне высоких нефтяных цен и перспективы выборов такой риск определенно существует».
Центробанк признает, что ему в этом году будет крайне трудно удержать инфляцию на предполагавшемся уровне 7 %, после того как в 2010 году жестокая засуха довела ее до 8,8 %.
Он использовал для борьбы с инфляцией все имевшиеся у него в арсенале средства: поднял процентные ставки и резервные требования и ослабил контроль над рублем, допустив повышение темпов его ревальвации.
Это широкомасштабное наступление – притом, что сезонные тенденции предполагают спад инфляции в феврале в месячном выражении – может означать, что центральный банк осознает трудности, которые вскоре возникнут у него из-за предвыборных обещаний, считает главный экономист BNP Paribas по России Юлия Цепляева.
Министр финансов г-н Кудрин хочет сократить заимствования на 500 миллиардов рублей и направить 700 миллиардов рублей в суверенный Резервный фонд.
Г-н Путин дал свое согласие на это, однако одновременно начал раздавать финансовые обещания. Среди прочего он пообещал выделить субсидии в объеме 4 миллиардов рублей на закупку сельскохозяйственной техники.
«Существует противоречие ... между стремлением национального лидера достичь всех целей сразу и суровой действительностью», - пишут в своем докладе экономисты из московского аналитического института «Центр развития», входящего в структуру влиятельной Высшей школы экономики.
По мнению г-на Кудрина, реалии состоят в том, что, тратя дополнительные нефтяные доходы, Россия только укрепляет свою зависимость от «черного золота» - ту самую зависимость, от которой она обещала избавиться, чтобы во время следующего глобального кризиса опять не оказаться заложницей сырьевых цен.
«Мы много говорим о нашей нефтегазовой зависимости - что от нее нужно избавиться, уйти, - но пока это не удается», - заявил г-н Кудрин на экономическом форуме в сибирском Красноярске, пожаловавшись также, что он не смог ни заставить государственные монополии платить более высокие налоги, ни добиться повышения пенсионного возраста.
В 2010 году на долю нефти и газа приходилось 48 % доходов бюджета, составивших 7,9 триллиона рублей. Годом раньше речь шла о 37 %.
Избавление России от этой зависимости путем отказа от расходования нефтяных прибылей стало бы болезненным процессом. Г-н Путин вряд ли пойдет на такой риск, если учесть, что его рейтинг сейчас и так начинает падать. В последнее время он снизился с почти 80% до все еще весьма внушительного уровня в 70% с небольшим.
«В прошлом Кудрину в такие моменты никогда не удавалось ограничить бюджет и не позволить правительству повысить расходы», - считает г-жа Цепляева из BNP Paribas.
«Определенный популизм в предвыборный период неминуем, а дополнительные расходы перед выборами всегда ведут к инфляции».