Недавние заявления о финансировании и ускоренном строительстве белорусской АЭС Россией возмутили белорусско-российскую экологическую общественность и независимых экспертов, которые вновь назвали проект непрозрачным и выступили с открытым обращением к президенту России с просьбой остановить его финансирование. Возмутилась и Литва, направив официальную ноту с опровержением заявления замминистра энергетики Белоруссии по поводу Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), назвав это заявление вводящим в заблуждение. Выставка «Атомэкспо-Беларусь 2011», прошедшая на прошлой неделе, подтвердила, что к проекту белорусской АЭС по-прежнему много претензий и вопросов без ответа.
Официальная Литва: Белоруссия вводит в заблуждение
«Министерство иностранных дел Литвы обеспокоено намеренно вводящей в заблуждение информацией, якобы Литва не возражает отчету о воздействии на окружающую среду планируемой белорусской атомной электростанции», — такое заявление 3 марта сделало Министерство иностранных дел Литвы.
Это уже не первое открытое обращение литовского МИД к Белоруссии, напоминающее о существующих у официального Вильнюса претензиях по поводу Островецкой АЭС.
Возмущение официальной Литвы вызвал комментарий замминистра энергетики Белоруссии Михаила Михадюка, который 2 марта на выставке «Атомэкспо-Беларусь 2011» заявил, что официальный Минск соблюдает требования МАГАТЭ и «завершил обсуждение отчета об ОВОС с Литвой».
«Литва отмечает, что процесс оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) еще не завершен, поскольку до сих пор не получены ответы Белоруссии на вопросы о проекте атомной электростанции в Белоруссии», — говорится в заявлении МИД Литвы.
В опровержении говорилось, что заявления замминистра энергетики Белоруссии «вводят в заблуждение» и «не соответствуют действительности».
Помимо этого, Литва напомнила Белоруссии о требованиях конвенции Эспоо (об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте). Одно из них — это принятие окончательного решения о строительстве АЭС только после завершения консультаций с соседними странами.
Напомним, что Комитет по исполнению конвенции Эспоо ЕЭК ООН обратился в январе этого года к Белоруссии с просьбой предоставить затрагиваемым странам полную информацию об ОВОС и провести повторные слушания в этих странах.
Днем раньше, 2 марта, с очередным заявлением, где были также озвучены претензии Литвы к Островецкой АЭС, выступило литовское Министерство окружающей среды. Литва, в частности, возражает против размещения белорусской АЭС на Островецкой площадке, менее чем в 50 километрах от Вильнюса.
Экологи обеспокоены непрозрачностью проекта белорусской АЭС
Замминистра энергетики возмутил своими заявлениями на выставке «Атомэкспо-Беларусь 2011» не только литовских чиновников, но и экологическую общественность. В частности, Михадюк сказал, что официальный Минск «твердо намерен реализовать проект строительства АЭС, несмотря на протесты экологов». В ответ российские и белорусские экологические организации обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой остановить участие РФ в этом проекте.
Документация, связанная с белорусской АЭС, труднодоступна для общественности, поясняет Naviny.by руководитель экологической организации «Экодом» Ирина Сухий.
«Мы направляем запросы, на половину из которых не получаем ответов по существу. У нашей организации и экспертов, которых мы пригласили для общественной экологической экспертизы белорусской АЭС, есть ряд вопросов, на которые так и не последовало ответа, окончательная документация ОВОС нам не предоставлена», — говорит она.
Глава «Экодома» обеспокоена готовящимся подписанием межправительственного соглашения о строительстве белорусской АЭС, так как его текст не был представлен общественности.
«Мы запросили текст соглашения, но до сих пор не получили его. А между тем, проект соглашения может оговаривать такие экологически важные вопросы, как обращение с отработанным ядерным топливом. Останется ли оно в Белоруссии, и если да, то кто и где будет заниматься его обслуживанием? Этого мы не знаем, поскольку не видим текста соглашения», — комментирует Сухий.
Подписавшие обращение экологические организации, такие как российская «Экозащита!», белорусский «Экодом» и Белорусская партия «Зеленые», а также эксперты Общественной экологической экспертизы белорусской АЭС, уже несколько лет ведут общественное наблюдение за ее проектом. Они считают, что строительство белорусской АЭС происходит с нарушением законодательства и международных норм.
При реализации проекта белорусской АЭС нарушаются кодексы установившейся практики, утверждает Юрий Воронежцев, бывший ответственный секретарь Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период, член ОЭЭ белорусской АЭС, подписавшийся под обращением. «Это наблюдается и в отношении выбора площадки, и в отношении выбора самого проекта, и во многом другом. Такой подход, как показывает опыт, впоследствии непременно приводит к авариям, в том числе — к довольно серьезным», — считает Воронежцев.
Выставка «Атомэкспо-Беларусь 2011» не внесла ясности
На выставке «Атомэкспо-Беларусь 2011», проходившей в Минске 2-4 марта, были впервые представлены предприятия и организации, которые намерены принять участие в реализации проекта белорусской АЭС.
Однако, несмотря на, казалось бы, детальные предложения белорусских и российских экспонентов, выставка не внесла особой конкретики в проект белорусской АЭС.
Сроки начала работ нулевого цикла не определены, так как это зависит от того, к какому соглашению придут Белоруссия и Россия. «Пока не достигнуто соглашение, рано говорить о сроках разработки архитектурного проекта, его согласования и экспертизы», — поясняет Сергей Горин, представитель ГУ «Дирекция строительства белорусской АЭС».
Сроки подготовки рабочей документации, необходимой для начала непосредственно строительства АЭС, обычно составляют около двух лет. Однако Александр Полунин, специалист по связям с общественностью «Атомэнергопроекта», предположил, что, может быть, за полгода и удастся закончить архитектурный проект. «Трудно сказать, сколько времени уходит на проектирование, примерно год-полтора», — добавил он.
Остается открытым вопрос с реализацией электроэнергии, хотя одно остается ясным — она не предназначена для 100% внутреннего потребления. Вопрос обращения с отработанным ядерным топливом белорусской АЭС также не решен.
В день открытия выставки Михаил Михадюк заявил, что собственником белорусской АЭС будет белорусское государство, а Россия готова поставлять ядерное топливо на постоянной основе. Экспорт вырабатываемой электроэнергии будет ориентирован на Польшу «и другие страны», в том числе и Литву.
Однако литовская сторона неоднократно отвергала предположение о возможной закупке белорусской атомной электроэнергии. «Литва не собирается покупать электроэнергию с Островецкой АЭС», — заявил Naviny.by Рокас Жилинскас, председатель комиссии Сейма Литвы по атомной энергетике.
Напомним, Белоруссия намерена получить кредит от России на строительство АЭС в Гродненской области. Стороны обсуждают размер и условия выделения кредита, график работ по возведению станции. К 15 марта стороны надеются закончить внутригосударственные процедуры, достичь конкретных двусторонних договоренностей, доработать проекты документов и подписать соглашение о строительстве АЭС. Беларусь надеется получить государственный кредит РФ в размере 9 миллиардов долларов сроком на 25 лет и использовать его на строительство самой АЭС и инфраструктуры.