Сочи — Строящиеся здесь в преддверии Зимней олимпиады-2014 конькобежные арены отделяет от дома террориста-самоубийцы, взорвавшего в январе 37 человек в московском аэропорту, меньше 250 миль. Чуть дальше находится Чечня, в которой прошли две гражданские войны и продолжает действовать мусульманское повстанческое движение. В соседнем регионе были недавно убиты три туриста, приехавшие покататься на лыжах. Местные курорты были на время закрыты, пока солдатам безуспешно пытались найти нападавших.
Страны, принимающие Олимпийские игры, всегда опасаются террористов. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что Зимняя олимпиада-2014, которая будет проводиться на российском черноморском курорте, столкнется с более серьезными проблемами в области безопасности, чем любые другие Игры на недавней памяти.
Город Сочи лежит у подножья Кавказских гор – то есть на границе того самого региона, который на протяжении двух десятков лет, прошедших после распада Советского Союза, причинял России немало беспокойства. Фактически, соревнования по лыжному спорту будут проходить именно в этих горах, хотя и к западу от населенных в основном мусульманами регионов, изобилующих экстремистскими организациями.
Впрочем, дело не только во внутренних проблемах. Город Сочи напрямую примыкает к Абхазии – одному из двух мятежных грузинских регионов, из-за которых в 2008 году между Россией и Грузией разразилась короткая война. (Собственно говоря, Олимпийский парк находится примерно в пяти милях от границы.)
В итоге Абхазия провозгласила свою независимость при активной поддержки России и российской армии, а высокопоставленные грузинские чиновники в ответ призвали к бойкоту Олимпиады.
Представители Международного олимпийского комитета выразили уверенность в том, что Россия сможет обеспечить безопасность Игр, несмотря на вызывающие опасения события последних недель.
Российское правительство неоднократно подчеркивало, что оно выделяет на обеспечение безопасности Олимпиады огромные деньги и ресурсы. Высокопоставленные российские чиновники ссылаются при этом на свой многолетний опыт уничтожения, ареста или, как минимум, сдерживания боевиков-исламистов с Кавказа.
Вице-премьер Дмитрий Козак признал в своем интервью, что экстремисты, вероятно, будут наращивать свою активность по мере приближения Олимпиады. Однако при этом он постарался преуменьшить важность географического местоположения Сочи, заявив, что местность в тех краях настолько труднопроходима, что добраться до Сочи на самолете из расположенной за 850 миль Москвы проще, чем по земле из соседней Чечни.
«В отношении географии я сказал бы, что более высокая доступность Сочи для террористов – это иллюзия, - подчеркнул г-н Козак. – Сочи отделен от остальной части Кавказа – от Чечни и тому подобных регионов – горами, которые нелегко преодолеть».
По его словам, Олимпиада в Сочи будет мишенью экстремистов со всего мира, а не только с Кавказа. «Сегодня для террористических организаций расстояния ничего не значат», - добавил он.
Тем не менее, взрыв, прогремевший 24 января в терминале зала международных прилетов образцового московского аэропорта «Домодедово», по-видимому, серьезно сказался на подготовке к Олимпиаде и заставил многих опасаться, что мусульманские экстремисты с Кавказа решили обратить внимание на иностранцев, чтобы ударить по имиджу России в мире.
Вскоре после теракта Александр Ткачев, губернатор региона, в состав которого входит Сочи, специально созвал совещание, чтобы отчитать местных чиновников за недостаточное внимание к охране строящихся олимпийских объектов, особенно, в свете случившегося в аэропорту. По его словам, доклады спецслужб и следственных органов рисуют «крайне тревожную картину».
«Если не выстроим надежную стену безопасности не только для спортсменов и гостей Олимпиады, но и для сочинцев – то рискуем потерять все, - заявил г-н Ткачев. - Но пока, к сожалению, между понятием «должно быть» и реальностью огромное расстояние».
18 февраля обстановка дополнительно омрачилась, когда некие люди – предположительно, мусульманские экстремисты – застрелили трех туристов из Москвы, остановив на дороге их машину. Туристы направлялись на лыжный курорт на Эльбрусе – самой высокой горе в Европе.
«Сочи грозит серьезная опасность, - считает аналитик из московского Центра кавказских исследований Вадим Муханов. – Если раньше радикальное исламистское подполье было нацелено на удары по милиции и спецслужбам, то сейчас они сменили подход и взялись за туристов. Это крайне тревожная тенденция».
Растущая на Кавказе напряженность также грозит выплеснуться на международную арену. Высокопоставленный российский парламентарий Александр Торшин на прошлой неделе обвинил Грузию в организации теракта в «Домодедово», не представив, правда, никаких доказательств. Теракт был осуществлен 20-летним выходцем из села, расположенного в соседней с Чечней Ингушетии.
По словам г-на Торшина, Грузия при президенте Саакашвили пытается сеять в России нестабильность. Другие официальные лица идут еще дальше и уверяют, что г-н Саакашвили хочет превратить Олимпиаду в катастрофу для российского имиджа.
Грузинские официальные лица считают эти обвинения абсурдными.
В конце прошлого месяца российское правительство демонстрировало, что оно прислушивается к предостережениям о возможной активизации террористов. В Олимпийском парке рабочих и посетителей проверяли с помощью металлоискателей. Грузовики и строительную технику при въезде на территорию обыскивали и снабжали устройствами позиционирования, позволяющими отслеживать их перемещения.
Международная федерация лыжного спорта как раз в это время проводила на лыжных трассах у «Красной поляны» пробные мероприятия. Склоны были оцеплены милицией, охрана была выставлена даже у опор, на которых держатся тросы подъемников. Спортсменов и зрителей обязали носить бейджи и пропускали через КПП. Соревнования прошли без инцидентов.
В самом Сочи муниципальные власти установили тысячи видеокамер, чтобы как можно оперативнее реагировать на проблемы безопасности. Илес Дзауров, один из отвечающих за эту систему городских чиновников, только что вернулся из Лондона – столицы Олимпийских игр 2012 года, - в котором он знакомился с мерами безопасности.
Стоя перед огромными экранами, на которые поступает информация с городских камер наблюдения, г-н Дзауров заявил, что он понимает, почему люди нервничают. При этом он уверен, что город справится со своей задачей.
«Нет никаких причин тревожиться, - подчеркнул он. – Мы следим за всем, что происходит – в этом у нас большой опыт».