Отставка министра иностранных дел Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) из-за получения политических пожертвований от иностранного гражданина серьезно подорвала доверие международного сообщества к дипломатии Японии. Он ушел в отставку, поскольку принятие политических пожертвований не от японского народа может являться нарушением закона о регулировании денежных средств, используемых для политической деятельности.
Хотя его отставка была неизбежна, принимая во внимание серьезность тупика в парламентских дебатах, он вылил ушат холодной воды на усилия правительства по восстановлению своей дипломатической мощи.
Маэхара, один из немногих законодателей от правящей Демократической партии Японии (DPJ), которые являются экспертами в области дипломатии и национальной безопасности, был главной опорой дипломатической политики в правительстве на поле, на котором премьер-министр Наото Кан является слабым.
В частности, Маэхара играл ведущую роль в улучшении японо-американских отношений, которые были напряженными при прежнем премьер-министре Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama). Он договорился со своим коллегой из США провести весной переговоры на уровне министров иностранных дел и обороны по формуле «два плюс два», чтобы попытаться установить общие стратегические цели в рамках усилий по углублению двустороннего альянса и выходу из тупика, возникшего из-за переселения авиабазы Futenma Корпуса морской пехоты США, которая базируется в префектуре Окинава.
Нельзя отрицать, что отставка Маэхары, который поддерживал дружеские отношения с представителями правительства США, может бросить тень на эти двусторонние консультации.
Помимо проведения у себя переговоров с Вашингтоном, дипломатический график Токио плотно расписан со следующей недели до июня. Конференция министров иностранных дел стран Большой восьмерки запланирована на 14-15 марта, а встреча министров иностранных дел Японии, Китая и Южной Кореи должна состояться в Киото 19-20 марта. Позднее также должны проводиться саммиты Большой восьмерки, а также Японии, Китая и Южной Кореи. Кроме того, Токио и Пекин рассматривают возможность визита министра иностранных дел Японии в Китай для проведения переговоров, направленных на улучшение двусторонних отношений.
Главный секретарь кабинета министров Японии Юкио Эдано (Yukio Edano), ключевой представитель кабинета Наото Кан, временно совмещает свой пост с должностью министра иностранных дел, но ответственность за назначение нового министра иностранных дел в кратчайшие сроки лежит на премьер-министре.
Правительству партии DPJ необходимо помнить, что частая смена министров иностранных дел за такой короткий период времени вызывает серьезную озабоченность тем, что подрывает уверенность международного сообщества в дипломатии Японии и что устойчивое правительство является необходимым условием для создания стабильной администрации, которое будет служить основой для дипломатии.
В ходе пресс-конференции, на которой Маэхара объявил о своей отставке, министр иностранных дел подчеркнул необходимость дипломатической стабильности.
Он сказал, что министр иностранных дел другой страны сказал ему: «Ты шестой министр иностранных дел Японии с тех пор, как я стал министром иностранных дел».
Маэхара добавил, что политическую ситуацию Японии необходимо стабилизировать, чтобы премьер-министры и министры иностранных дел не менялись часто.
Дипломатические усилия Японии по установлению взаимного доверия и улучшению отношений с Китаем, подорванных из-за инцидента с лодкой в районе спорных островов Senkaku, подошли к решающей стадии. То же самое и с Россией, с которой Япония в настоящее время вовлечена в спор о суверенитете над Северными территориями.
Со второй половины прошлого года Китай и Россия, несомненно, воспользовались ослаблением японо-американского альянса, отсутствием дипломатической мощи у администрации партии DPJ и хрупкой основой власти администрации Наото Кан для занятия жестких позиций по отношению к Японии.
Недолговечный министр иностранных дел не может вызывать взаимное доверие у своих партнеров из других стран. Такой министр иностранные дел наносит ущерб доверию в мире к дипломатии Японии и не может вести серьезные дипломатические переговоры. Другие страны пользуются слабостью такого министра иностранных дел при проведении дипломатических переговоров с Японией, что наносит ущерб национальным интересам Японии.
Если администрация DPJ не может легко укрепить основы своей власти, она должна в приоритетном порядке тщательно пересмотреть свою стратегию по восстановлению своей дипломатической мощи и укреплению руководства кабинета премьер-министра в работе над важными дипломатическими вопросами, такими как отношения Японии с Соединенными Штатами, Китаем и Россией. Однако нельзя не задаться вопросом: а есть ли все еще у премьер-министра Кана такая власть.