Международный женский день - это один из самых важных праздников в России, когда в Москве привычный запах крема после бритья уступает пьянящему аромату цветов. Мужчины осыпают букетами своих жен, коллег и просто любых знакомых представительниц женского пола. 8 марта – это день, которого цветочники ждут весь год, ведь это их самая крупная за год возможность заработать на традиционной российской любви к цветам.
«Одно 8 марта кормит флориста весь год», - сказал Андрей, оранжировщик в «Лилии и Лилии», цветочном магазине в центральной Москве.
Россия – шестой по величине рынок срезанных цветов в мире. Ежегодно страна импортирует цветов на сумму примерно в миллиард долларов, в основном, от производителей в Кении и Южной Америке. Большинство цветочников работает в Москве, где они есть на каждом углу, многие – торгуя круглые сутки.
На вопрос о бизнесе в Международный женский день флористка Флоренс Жерве Д’Альден (Florence Gervais d’Aldin ) ответила: «Это сумасшествие. Мы продали 20 000 цветков на этой неделе, в десять раз больше обычного». Компания Жерве Д’Альден «Фея Роза» выращивает розы под Калугой, в 200 км к юго-востоку от Москвы для поставки в столицу.
«Обычно мы выбрасываем бракованные цветки. Но на 8 марта все, абсолютно все будет продано», - сказала французская цветочница, среди клиентов которой встречаются элитные московские флористы, «Шанель» и президент Дмитрий Медведев.
Но не все было солнечно и розово для российского цветочного сектора во время финансового кризиса. Ситуация улучшилась в этом году, потому что Россия выбирается из кризиса и траты на предметы второстепенной необходимости снова растут.
В советские времена 8 марта было днем солидарности в борьбе за права женщин, но стал, как ужасаются феминисты, праздником сексизма, в течение которого русские мужчины раскидывают комплименты и подарки своим коллегам-женщинам, а также «спутницам» жизни.
«Лилия и Лилия» специализируется на корпоративной оранжировке цветов - бизнесе, который расцвел во время нефтяной экономики последнего десятилетия, однако притих во время недавнего финансового кризиса. Компания обслуживает таких романтиков, как один британский бизнесмен, который заказал красных роз на 1000 долларов - в коробке размером почти что с гроб - для своей возлюбленной.
«Он хочет, чтобы она подумала, что внутри - большая игрушка, но когда она откроет коробку, там будут цветы», - сказал Андрей, который вчера в полночь все еще составлял букеты для Патриарха Кирилла, главы российской православной церкви.
Но не только богатые мужчины покупают цветы. Специальное предложение – десять тюльпанов за 59 рублей, чего достаточно лишь для покупки половины розы в элитных салонах – создало вчера очереди в московской «Икее», куда толпы российских мужчин ринулись за букетами.
Но подъем в российском цветочном бизнесе вряд ли станет новой «тюльпановой манией». Любовь к цветам - не новое явление в стране, она является частью российской культуры и отражает стремление убежать от тяжелых бесцветных месяцев снега.
«Осень ужасна, зима ужасна, весна ужасна» - говорит Жерве Д’Альден. «Все стремятся к зелени и изобилию цветов во время короткого лета».
Московские цветочники обречены на спад продаж завтра, когда люди вернутся на работу, а некоторые женщины – к раковинам на кухне. Но «Фея Роза», которая вложила 6 миллионов долларов в теплицу под Калугой, осторожно оптимистична о своем будущем в России, пока в страну текут нефтедоллары.
Российские мужчины – неисправимые романтики, и «неверность – это большой бизнес», - подмигнула Жерве Д’Альден.