Появились новые свидетельства систематического применения пыток в управляемых КГБ тюрьмах Белоруссии, когда накануне британская юридическая фирма объявила о том, что готовится инициировать частное судебное преследование в отношении президента этой бывшей советской республики Александра Лукашенко.
Следователи, занимающиеся вопросами нарушений прав человека, проинтервьюировали сотни активистов, которые были арестованы после декабрьских спорных выборов, и выяснили, что пытки, избиения и нечеловеческие условия содержания в тюрьмах – обычная практика в стране, которая по-прежнему называет свою страшную тайную полицию аббревиатурой КГБ и часто получает определение «последней диктатуры Европы».
По меньшей мере 689 человек, как известно, были арестованы 19 декабря, когда г-н Лукашенко приказал отрядам милиции особого назначения подавить продемократические протесты в центре Минска. После этого еще сотни человек были арестованы, и множество оппозиционных политиков, журналистов и демократических активистов сейчас столкнулись с тем, что им грозят тюремные сроки вплоть до 15 лет по обвинениям в организации массовых выступлений.
Белорусские и международные правозащитники опросили 205 задержанных из числа тех, кого уже освободили, многим из которых быстро устроили суд безо всяких адвокатов и дали небольшие тюремные сроки. Из этих опрошенных, по крайней мере, 148 сообщили об избиениях во время предварительного задержания, при этом 57 заявили, что их били дубинками.
«Во многих случаях работники служб безопасности били и унижали людей, задержанных после акций протеста, и часами держали их на морозе, лишая доступа к воде, пище или элементарным удобствам, а потом поспешно организованные суды вынесли им приговоры безо всякого намека на должным образом проведенный судебный процесс», - говорит Анна Севортян, директор Human Rights Watch по России, которая опубликовала эти данные. «Это было издевательством над правосудием от начала и до конца».
Одна 19-летняя участница демонстраций по имени Светлана описала, как трое милиционеров набросились на нее после того, как она попросила адвоката и потом отказалась подписать протокол. «Один из милиционеров держал мои руки за спиной, а двое других били меня палками», - говорит она. «Другие заключенные стали кричать, чтобы меня оставили в покое, и тогда они увели меня в другую комнату, заполнили там протокол, и даже не показали мне его, заявив: «Ты все равно его не подпишешь, но это и неважно». Одна из ведущих компаний в области защиты прав человека H20 Law, которая первой использовала британскую юридическую систему для преследования финансовых активов «Настоящей ИРА», заявляет, что планирует начать как частное преследование, так и вчинить гражданский иск г-ну Лукашенко, пока он не освободит политзаключенных.
Фирма представляет движение Free Belarus Now («Немедленно освободите Беларусь» - прим. пер.), группу энтузиастов, основанную семьями оппозиционных политиков и журналистов, которые были арестованы во время разгона послевыборных демонстраций.
«Мы уверены, что у нас есть все необходимые составные части для того, чтобы предъявить как частное обвинение, так и гражданский иск Александру Лукашенко», - заявил Джейсон Маккью, партнер-основатель H2O. «Мы готовы вступить в это дело, и семьи, которые мы представляем, преисполнены решимости».
Г-н Лукашенко, 56-летний бывший председатель колхоза, установил режим квазисоветского государства в стране с десятимиллионным населением, где запрещены независимые вещательные СМИ, где душится инакомыслие, и где 80% всей промышленности находится под контролем государства.
Юристы надеются, что частное обвинение может в конце концов повлечь за собой ордер на арест, в отношении него самого или его соратников. Белорусский президент и многие из тех, кто его поддерживает, уже попали под запрет Европейского Союза на поездки в его пределы, но ордер на арест распространится и на те страны вне Евросоюза, с которыми Британия имеет соглашения об экстрадиции.
H2O также намеревается преследовать г-на Лукашенко от имени его жертв, и, если добьется успеха, также планирует предпринять действия в отношении финансовых активов президента Белоруссии в Великобритании и по всему миру.
Компания изначально была приглашена для оказания давления на ООН и Международный уголовный суд в Гааге, чтобы те что-то предприняли в связи с нарушениями прав человека. Но обвинения в пытках побудили ее заняться более прямым подходом. «У нас уже было достаточное количество свидетельств о пытках в центрах задержания КГБ, но настоящим поворотным моментом и фактором, меняющим правила игры, стало последнее свидетельство Алеся Михалевича», - говорит г-н Маккью. Алесь Михалевич – один из кандидатов, выдвигавшихся на выборах против Лукашенко в декабре прошлого года, и который был незамедлительно арестован и обвинен в подстрекательстве к массовым беспорядкам. Его случай, как и десятки других, был освещен в The Independent накануне.
Г-н Михалевич провел восемь недель в изоляторе временного содержания КГБ Белоруссии «Американка» в центре Минска. На прошлой неделе он дал пресс-конференцию, на которой заявил, что его неоднократно пытали те, кто его допрашивал. КГБ отверг эти обвинения.
«Вясна», правозащитный центр в самой Белоруссии, заявляет, что сейчас 38 человек обвиняются по законодательству о массовых беспорядках, и четыре уже приговорены. Из числа этих обвиняемых 26 человек, включая двух кандидатов в президенты, все еще под стражей, двое – под домашним арестом, и девять освобождены под подписку о невыезде.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), главный наблюдательный орган Европы в сфере безопасности и прав человека, настолько озабочена проведением этих судебных процессов, что даже объявила, что отправит наблюдателей для присутствия на слушаниях. Наблюдатели ОБСЕ охарактеризовали прошлогодние президентские выборы как прошедшие «с серьезными недостатками».
Если H2O будет действовать, как планирует, это будет первый случай, когда юристы, действующие в интересах защиты прав человека, преследуют главу суверенного государства. По международному законодательству, пытки – один из тех немногочисленных видов преступлений, который может требовать снятия иммунитета суверена.
«Если обвинения включают пытки, потенциально это позволяет суду использовать общую юрисдикцию, и он также может аннулировать суверенный иммунитет, на который может претендовать Лукашенко», - говорит Мэтью Джури, адвокат H2O, который провел весь последний месяц, беседуя с белорусскими беженцами, которые бежали в Европу.
H2O Law использовала американские суды для преследования Муаммара Каддафи за предоставление семтекса (вид взрывчатки – прим. пер.) бойцам «Настоящей ИРА». Два года назад она добилась успеха в деле с требованием компенсации в 1,6 миллиона фунтов стерлингов от «Настоящей ИРА» за взрыв в городе Ома*.
*Взрыв в Ома в Северной Ирландии произошел 15 августа 1988 года и был организован членами организации «Настоящая Ирландская республиканская армия» («Настоящая ИРА»). В результате подрыва автомобиля 29 человек погибли и примерно 220 были ранены.