Многоженство в Таджикистане приобретает широкие масштабы. В ходе недавнего опроса, проведенного Центром стратегических исследований при президенте страны, треть жителей заявили, что воспринимают полигамию как норму.
Властям в Таджикистане следует разработать стратегию борьбы с многоженством, убеждены представители неправительственных организаций. Они предлагают нацелить ее на родителей и религиозных деятелей. Точной статистики по многоженству в республике нет.
Учительница Шахло Азимова шесть лет назад овдовела. На руках остались двое детей. Одной растить сыновей было очень сложно. Подруги познакомили ее с мужчиной. Правда, оказалось, что он уже женат. "В том, что женщины становятся вторыми женами, ничего хорошего нет. Но жить ведь как-то надо, как-то надо поднимать детей. В наше время выжить самостоятельно одинокой женщине с детьми очень трудно", - говорит Шахло.
Наказание – не помеха
Многоженство – достаточно распространенное в Таджикистане явление, говорят в организации "Лига женщин-юристов Таджикистана". Здесь женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации, могут получить юридическую консультацию. "Приходят не только женщины с низким достатком, но и достаточно богатые. Они говорят, что живут на правах второй жены. Как правило, спрашивают, как можно взыскать алименты с мужа, с которым отношения не зарегистрированы официально. Консультируются, как можно разделить совместно нажитое имущество. Нередко такие женщины являются женами высокопоставленных чиновников", - рассказывает исполнительный директор организации Зебо Шарифова.
По ее мнению, многоженство особенно распространено в городах. Реальные масштабы явления определить трудно. Многие просто скрывают это либо потому что довольны жизнью, либо с целью не навредить мужу, поскольку уголовную статью за многоженство еще никто не отменял. "Сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства наказывается штрафом в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров заработной платы или исправительными работами на срок до 2 лет. Крайняя мера – ограничение свободы на срок до 5 лет", - цитирует Зебо Шарифова 170-ю статью УК Таджикистана.
Причины явления
В ходе гражданской войны в Таджикистане в начале 90-х годов прошлого столетия овдовели около 50 тысяч женщин. "После войны, осталось очень много вдов и незамужних женщин. Многим из них уже далеко за 30. А что делать одинокой женщине, если не хватает холостых мужчин? Остается только становиться второй женой", - объясняет одну из причин многоженства представитель Партии исламского возрождения Таджикистана Наджоисхон Саидова.
Профессор Российско-Таджикского Славянского университета Зарина Диноршоева называет еще одну причину - низкую деловую активность самих женщин. "Недавно провели опрос выпускниц школ. Первый вопрос звучал так - кто хочет продолжить учебу? Из 21 девушки утвердительно ответила только одна. А все остальные заявили, что хотят выйти замуж и желательно за богатого и красивого. Второй вопрос: согласны ли вы стать второй или третьей женой? И представьте себе, девочки, которым по 17-18 лет, ответили положительно. Я считаю, что это уже болезнь!" - восклицает Диноршоева. Юрист Зебо Шарифова полагает, что многоженству способствуют массовый выезд трудовых мигрантов и увеличение числа разводов. "Многие мужчины, находясь на заработках за границей, забывают о своих женах здесь. Они там обзаводятся новыми семьями и разводятся со своими женами тут. Причем, разводятся уже поразительными способами. По телефону произносят трижды "талок", то есть развод, а иногда просто отправляют смс-сообщение. Женщина с детьми остается фактически на улице. Она уже не нужна в доме мужа, но и в доме родителей ее не принимают. Говорят, что надо идти в дом мужа. Куда же ей идти?", - рассказывает о судьбе одной из женщин Зебо Шарифова.
За и против
В таджикистанском обществе есть как сторонники, так и противники многоженства. Но и те, и другие признают, что это явление становится уже нормой. "Разные ситуации бывают в жизни. Случается так, что женщина больна или она разведена, или девушка - сирота и не может выйти замуж. В этих случаях она может становиться второй женой", - высказывает свое мнение активистка Партии исламского возрождения Таджикистана Зумрад Саидова.
Зебо Шарифова категорически против легализации многоженства, но смысла ужесточать законы или принудительно возвращать мигрантов не видит. "Многие женщины у нас очень талантливые, просто не получили образования. Родители считают важным дать образование сыну, а дочери отводят лишь роль будущей жены. И когда случается, что женщина остается одна – она теряется. Чтобы этого не произошло, матери должны давать образование своим дочерям, повышать их активность", - убеждена Шарифова.