Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восточные европейцы стремятся работать в структурах Евросоюза

© Reutersевропарламент
европарламент
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока правительства всех 27 стран, входящих в ЕС, вязнут в мерах по экономии средств, а некоторые даже сокращают зарплаты государственным служащим, Брюссель сохраняет зарплаты на прежнем уровне. Это заставляет многих критиковать чиновников Евросоюза за отчужденность от экономических проблем, которые обрушились на Европу с тех пор, как в 2008 году начался кризис.

Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис вынужден заниматься одним из худших для любого политика дел – сокращать рабочие места и снижать зарплаты, чтобы укрепить истощившиеся латвийские финансы.

В придачу к этому он получает зарплату примерно в 45 000 долларов в год до уплаты налогов, сам платит за свою медицинскую страховку и живет в трехкомнатной квартире в построенном еще в советские времена доме.

Однако, если г-н Домбровскис получает меньше, чем многие патрульные полицейские в Западной Европе, у некоторых других чиновников из Латвии дела идут намного лучше.

Например, Андрис Пиебалгс, представляющий Латвию в Европейской комиссии, зарабатывает 345 000 долларов в год – почти в восемь раз больше, чем г-н Домбровскис. Эгиль Левитс, судья в Суде Европейского союза, получает столько же, и это приблизительно на 100 000 долларов больше, чем зарплата главного судьи американского Верховного суда. Социальный пакет также по-своему неплох: квартирные, дополнительное пособие в размере примерно по 6000 долларов в год за каждого находящегося на иждивении ребенка, 10000 долларов в год на развлечения и щедрые пенсии, на которые не нужно отчислять взносы.

Таким образом, даже если оставить в стороне вопрос о профессиональных интересах и талантах, легко понять, почему «белые воротнички» из переживающих проблемы восточноевропейских стран так стремятся работать на Европейский Союз.

С середины 2004 года, в котором прошла первая из двух волн присоединения к блоку новых - в основном посткоммунистических – стран-членов, в Европейскую комиссию, исполнительный орган ЕС пришли на работу более 4700 человек из Восточной Европы. Выходцы из таких стран, как Польша, Литва, Болгария и Эстония сейчас составляют одну шестую сотрудников комиссии, что сильно превышает квоту, которую комиссия установила для себя в целях облегчения интеграции новых стран союза.

Например, на административных должностях в Европейской комиссии работают 150 латышей, и каждый из них зарабатывает минимум на 50% больше, чем г-н Домбровскис. На административных должностях начального уровня состоят 288 румын – их больше чем немцев, французов и британцев вместе взятых.

Пока правительства всех 27 стран, входящих в блок, вязнут в мерах по экономии средств, а некоторые даже сокращают зарплаты государственным служащим, Брюссель сохраняет зарплаты на прежнем уровне. Это заставляет многих критиковать чиновников ЕС за отчужденность от экономических проблем, которые обрушились на Европу с тех пор, как в 2008 году начался кризис.

Высокие зарплаты, еще немного повысившиеся в этом фискальном году, выглядят особенно сомнительно, когда Брюссель начинает указывать таким странам, как Греция, уменьшать расходы и сокращать рабочие места в государственном секторе, говорит Хорхе Нуньес Феррер (Jorge Nuñez Ferrer), младший научный сотрудник брюссельского исследовательского Центра изучения европейской политики.

«Это показывает, насколько они далеки от происходящего в других местах, - подчеркивает он. – Когда они следят за этими странами, требуя от них ради борьбы с бюджетным дефицитом снижать расходы, сокращать государственный сектор, уменьшать зарплаты, я спрашиваю: “А как насчет ваших зарплат?”»

Вопрос о том, сколько платить членам Европарламента, чиновникам, судьям и так далее, всегда был проблемой для Европейского Союза. Если привязать зарплаты к уровню экономики или структуре оплаты труда в родной стране сотрудника, люди будут выполнять одну и ту же работу за кардинально разные деньги. Если привязать их к западноевропейскому уровню, получится то, что можно назвать «эффектом Домбровскиса».

По словам заместителя председателя Европейской комиссии Мароша Сефковича (Maros Sefcovic), отвечающего за организационные и кадровые вопросы, уровень зарплат в комиссии нормален для международных структур, высокопоставленные сотрудники которых вынуждены жить на две страны.

«Комиссия определенно не переплачивает сотрудникам по сравнению с Международным валютным фондом или Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию», - утверждает он, добавляя, что высокие зарплаты необходимы, чтобы привлекать на работу квалифицированные кадры.

Расхождение в зарплатах особенно заметно в таких странах, как Латвия, которая некогда думала, что вступление в ЕС означает, что зарплаты в ней поднимутся до уровня Западной Европы. Сейчас финансовый кризис подтолкнул многие страны в противоположном направлении. Латвию он заставил сократить даже зарплату премьер-министра, которая в 2009 году была снижена на 20 % и заморожена на этом уровне.

39-летний г-н Домбровскис, в 2009 году отказавшийся от места в Европейском парламенте, в котором он сейчас зарабатывал бы втрое больше, чем на своем посту премьер-министра, смотрит на вещи философски. «Все относительно, - говорит он о своей зарплате. – Она меньше чем в Европейском парламенте или у других премьер-министров, но в латвийском контексте она не так уж и мала».

«В номинальном выражении я сейчас получаю меньше, чем в 2003 году, когда я был министром финансов», - добавляет он при этом.

Представитель Латвии в Евросоюзе Нормундс Попенс (Normunds Popens) говорит примерно то же самое. «Финансовый кризис заставил многих сократить зарплаты, причем речь идет не только о новых странах – таких, как Эстония, которая начала сокращать первой, или Румыния, - подчеркивает он. – Зарплаты снизили и Ирландия, и Греция».

Г-н Попенс недавно был принят на работу в Европейскую комиссию на должность заместителя генерального директора по региональному развитию. Ему будут платить в пять раз больше, чем г-ну Домбровскису. По его словам, хотя деньги были одним из факторов, интерес к новой работе в европейской структуре был для него важнее.

Со своей стороны г-н Домбровскис говорит, что, как минимум, до следующего года его зарплата повышаться не будет. Тем не менее, когда я спросил его, платят ли ему достаточно, он смутился.

«Спасибо, я не жалуюсь», - ответил он.