Москва. Это похоже на притчу о мышке, которая, попав в горшок со сметаной, спасается тем, что продолжает барахтаться до тех пор, пока сметана не превращается в масло. Роль горшка со сметаной для России выполняет нефть. Наличие богатых природных ресурсов делает экономику страны вялой. Если ничего не предпринять против потока нефтедолларов, то давление внешнего мира будет способствовать росту курса национальной валюты, и таким образом положение ориентированных на экспорт отраслей станет более сложным. Кроме того, неконтролируемые расходы подогревают инфляцию. Барахтанье не всегда оказывается полезным, поскольку большинство мер, принимаемых для ослабления зависимости от нефти, основываются пока на расходовании нефтедолларов. Это справедливо в отношении усилий, направленных на диверсификацию экономики. То же самое можно сказать о попытках оживить внутренний спрос за счет увеличения заработной платы и пенсий.
Волнения в арабском мире и выросшие цены на нефть подняли настроение в некоторых московских кабинетах. Россия еще в прошлом году стала крупнейшим в мире экспортером нефти. Она не связана квотами на добычу, действующими для стран-членов ОПЕК. Даже при сохранении нынешнего уровня добычи Москва в результате стремительного роста цен может рассчитывать на дополнительные доходы. При этом большая их часть поступает в государственную казну – экспортируемая сырая нефть облагается предельной налоговой ставкой в 87%.
Доходы от экспорта нефти и природного газа в прошлом году составили 48% всех бюджетных поступлений, а цены были тогда намного ниже. Если цена барреля нефти (159 литров) превысит 100 долларов, то государственный бюджет страны будет сбалансирован. В 2007 году стоимость одного барреля нефти составляла всего 35 долларов. Если цена на нефть в течение года будет превышать отметку в 100 долларов, то в таком случае российское руководство будет вынуждено дать ответ на вопрос о том, что является более приоритетным – сокращение бюджетного дефицита или стимулирование экономики.
Сосуды с деньгами завораживают
В политическом плане поток нефтедолларов оказался весьма своевременным. В этом году будут проходить парламентские выборы, а в следующем – президентские. Российский премьер-министр недавно пообещал увеличить жалование государственным служащим и стипендии студентам. Однако перспектива щедрых расходов подстегивает инфляцию, которую население России не особенно любит. Центральный банк в этой ситуации принимает решение в том числе и о повышении учетной ставки рефинансирования.
В 2004 году в России был создан Стабилизационный фонд, который позднее был разделен. Таким образом предполагалось справляться как раз с теми проблемами, которые возникают из-за притока нефтедолларов. Созданные фонды призваны сдерживать рост национальной валюты. Кроме того, они должны препятствовать тому, чтобы слишком много денег закачивалось в экономику, поскольку это также может вызывать инфляцию. В любом случае такова была первоначальная идея. Но сосуды с деньгами способны завораживать. В прошедшие годы их использовали для того, чтобы смягчить последствия кризиса. Для модернизации экономики также все чаще расходуются средства из государственных фондов. Однако использование нефтедолларов, представляющих собой как средство лечения, так и причину недуга, делает российскую экономику еще более зависимой от нефти.
Россия становится более привлекательной для инвестиций
Напряженная ситуация в арабском регионе может также повысить значимость российских предприятий нефтегазовой отрасли, и это будет способствовать укреплению позиций энергетического сектора страны. Председатель совета директоров французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери (Christoph de Margerie) считает, что Россия станет более привлекательной для инвесторов в энергетической отрасли. Концерн Total недавно подписал соглашение о приобретении пакета акций российского производителя природного газа «Новатэк». Обмен активами между нефтяным концерном «Роснефть» и энергетическим гигантом BP свидетельствует о том, что Кремль поддерживает интеграцию российских и иностранных энергетических предприятий для того, чтобы и в будущем продолжать получать доходы от использования природных богатств.
Поэтому рассматривается вопрос о снижении налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. Налоговый режим должен быть изменен, что неизбежно приведет к сокращению доходов. Это может означать, что для поддержания государственного бюджета могут быть повышены налоги в других секторах. С помощью нефтедолларов российское правительство имело возможность удерживать подоходный налог на низком уровне. Поэтому налоги не воспринимаются как плата за предоставленные государством услуги. Однако величина налоговых поступлений оказывает влияние на бдительность гражданина в отношении расходования государственных средств. Политика без доходов от нефти чувствовала бы себя более обязанной перед налогоплательщиками страны.
Направление инвестиций в школы, университеты, научные центры, а также в другие учреждения будущего является разумным, однако такого рода расходы должны выдержать испытание в процессе политической конкуренции. Но в России она отсутствует. Пока борьба за распределение доходов является выгодной, это будет препятствовать развитию производительной экономики. Если Россия действительно хочет освободиться от влияния нефти, то страна и ее руководство должны научиться жить в основном без помощи нефтяных денег.