Мохаммед аль-Барадеи, лауреат Нобелевской премии мира и бывший глава ядерного агентства ООН, заявил в среду, что планирует принять участие в президентской гонке, однако выдвинул определенные условия, при которых он будет готов побороться за место, освобожденное в прошлом месяце давним лидером Египта Хосни Мубараком.
«Когда начнется процесс президентских номинаций, я планирую номинировать себя», - заявил г-н аль-Барадеи в ходе ток-шоу, транслировавшегося в прямом эфире египетского спутникового телеканала ON TV.
Объявление было сделано в то время, как в стране растет ощущение неопределенности, Египет начинает намечать свое будущее после десятилетий авторитарного правления, а в обществе возрастает уровень насилия.
В ночь со вторника на среду 13 человек были убиты и 140 ранены в ходе столкновения между мусульманами и христианами в пригородах Каира, сообщило Министерство здравоохранения. Столкновения, начавшиеся во время протеста нескольких сотен христиан, возмущавшихся сожжением на прошлой неделе церкви в деревне Соул, стали серьезным отклонением от ощущения солидарности, превалировавшего среди самых разных людей в недели протестов, приведших к отставке г-на Мубарака.
Как говорят, нападение на церковь стало результатом напряженности в деревне, вызванной любовной связью между мусульманкой и христианином.
В среду тысячи людей мирно собрались перед штаб-квартирой государственного телевидения, чтобы потребовать от временного правительства восстановить церковь, возбудить дело против виновников и пообещать улучшить условия жизни находящихся в меньшинстве коптов-христиан. Военные пообещали восстановить церковь и удовлетворить требования, но это не помогло смягчить гнев.
«Мусульмане подвергают нас гонениям и убивают, - заявил 24-летний Бишой Эдмунд, стоявший в толпе протестующих у здания телеканала. – Египетские СМИ этого не показывают».
А на расстоянии нескольких кварталов сотни протестующих на площади Тахрир подверглись нападению, избиению и изгнанию с площади. Вооруженные силы Египта, пообещавшие не использовать против демонстрантов силу, приняли участие в избиении. Протестующие продолжали оставаться на площади, требуя новой конституции, основанной на демократических принципах.
«Такое чувство, что пока у нас есть эта площадь, у нас есть сила», - сказала 21-летняя Лейла Магед, входящая в группу людей, непреклонно настаивающих на том, чтобы не выпускать из рук этот символический участок.
Г-жа Магед, однако, признала, что в последнее время площадь утратила единую цель, когда туда стало прибывать все больше людей со своими собственными требованиями. «Я в растерянности – тут есть люди, выступающие за увеличение зарплат, когда мы по-прежнему пытаемся понять, кто будет управлять страной», - сказала она.
Многие здесь разделяют обеспокоенность г-жи Магед будущим. Неясно, куда и как двинется в ближайшие месяцы страна.
Верховный совет вооруженных сил, официально находящийся у руля, выразил свое намерение передать власть избранному правительству в конце лета. Тем временем, совет предпринял неуверенные шаги в сторону проведения обещанных крупномасштабных реформ. Военные продолжают управлять страной, используя бюрократические методы, схожие со стилем г-на Мубарака.
Г-н аль-Барадеи, ведущая фигура египетской оппозиции, дал понять, что примет участие в выборах лишь в том случае, если в стране будет установлена настоящая демократия. Он раскритиковал предложенные военными реформы, назвав их поверхностными, и призвал вооруженные силы отказаться от этих мер или отложить назначенные на 19 марта референдум по вопросу проведения этих реформ.