10 марта французское правительство заявило, что оно признает Национальный совет Ливии в качестве единственного представителя ливийского народа, и что скоро Париж переместит своего посла из Триполи в Бенгази. До этого французский президент Николя Саркози сказал, что на встрече Совета ЕС 11 марта призовет к авиаударам по ливийским силам.
Франция была одним из самых ярых сторонников создания в Ливии зоны, свободной от полетов. Однако способен ли Париж создать такую зону собственнолично? Французский авианосец Шарль де Голль – на настоящий момент единственный авианосец в Средиземном море. Однако его комплект – примерно 35 самолетов – будет недостаточным для того, чтобы установить изначальную зону. Потому вопрос такой: сможет ли Франция в одиночку создать такую зону?
Логика призыва к вмешательству в случае Парижа в основном объясняется внутренними соображениями. Изначально Франция подверглась серьезной критике за то, как отреагировала на волну протестов в Тунисе и Египте. Тогдашний министр иностранных дел Франции Мишель Альо-Мари (Michele Alliot-Marie) подверглась критике не только за то, что провела каникулы в Тунисе, прилетев туда на частном самолете близкого к режиму бизнесмена, но также и за то, что предложила режиму помощь со стороны французских сил безопасности в подавлении протестующих – за три дня до побега из страны президента Туниса. В конечном итоге Саркози был вынужден заменить Альо-Мари опытным Алэном Жуппэ (Alain Juppe). Замена представляла собой значительный конфуз для Саркози и французского правительства. Потому один из аспектов логики поддержки Францией зоны, свободной от полетов, - компенсация за ранний недостаток ясности французской позиции в отношении перемен на Ближнем Востоке.
Еще одна причина поддержки бесполетной зоны это, разумеется, роль Франции в делах Евросоюза. С учетом усиливающегося разлома с Германией по вопросам экономики и политики еврозоны и ЕС вообще, Париж хочет стимулировать свое лидерство во внешних делах и военных инициативах европейцев. Потому лидерство в этом вопросе очень важно для Парижа.
Кроме того, в дипломатическом призыве к бесполетной зоне Парижу помогает текущее отсутствие интересов в Ливии. Это не значит, что у Франции нет интересов в стране; 10% своей нефти она импортирует из Ливии. Однако, уровень ее интереса в Ливии никоим образом не сравним с уровнем интереса в этой стране ее средиземного соседа, Италии, которая порядка 20-25% своей нефти вывозит из этой северно-африканской страны. Соответственно, Франция меньше нуждается в том, чтобы связывать свою политику с режимом Каддафи. Она может гораздо более активно поддерживать интервенцию, потому что не так сильно беспокоится о своих энергетических интересах и инвестициях, как Италия.
В конечном итоге Париж понимает, что никто не обратится к Франции с просьбой в одиночку создать зону, свободную от полетов. Она утешается тем фактом, что Германия и Италия очень осторожно выверяют свои шаги, и Франция знает, что по сути она может поддержать агрессивный интервенционистский подход без того, чтобы ее попросили сделать это самой, в одиночку. Это дает Франции значительную свободу в том, как она ведет себя в ситуации с Ливией, и позволяет Саркози заработать политические очки у себя дома.