Китайцы отправили заместителя министра иностранных дел на Ближний Восток, в Северную и Западную Африку, чтобы оценить безопасность китайских энергетических активов в этих регионах. Пекин все больше обеспокоен продолжающимися на Ближнем Востоке беспорядками и их потенциальными последствиями – не только для цен на нефть, но, возможно, и для социальной стабильности самого Китая.
Хотя они китайцы являются пятым по величине производителем нефти в мире, они также являются крупным импортером нефти, потребляя в два раза больше, чем производят сами. В 2010 году импорт нефти вырос на 50%. Большие объемы этой нефти идут из Северной Африки и Ближнего Востока и из стран, считающихся политически нестабильными. Сегодня Китай получает около 3-3,5% своей нефти из Ливии. В 2010 году он увеличил свои инвестиции в этой стране на 25%, и, как мы уже видели, китайцы крайне заинтересованы в будущих поставках из этого государства. Китайцам пришлось организовать эвакуацию более 30 тысяч своих граждан.
Пекин пытается определить, как долго сохранятся высокие цены на нефть, взлетевшие из-за волнений на Ближнем Востоке, а также окажут ли эти волнения какое-либо длительное воздействие на страны, в которые Китай сделал свои собственные инвестиции, чтобы получить доступ к ресурсам.
Одним из важнейших вопросов для Пекина сегодня является тот факт, что по мере того, как растут цены на энергоносители, они оказывают дополнительное воздействие на инфляцию, которая и так уже бушует в Китае. В 2010 году инфляция в стране составила 3,3%. В этом году – до кризиса – предполагалось, что она составит 4 или 5%. Однако это официальные данные – согласно многочисленным свидетельствам, эти цифры гораздо ниже реальных. Реальная инфляция на 6-7 процентных пунктов выше. Инфляция – давняя проблема китайцев, и в периоды чрезмерных инфляционных скачков Китай также сталкивался со значительными социальными проблемами.
С тех пор как китайская экономика открылась миру в 79 году, Китай пережил три крупных инфляционных скачка: в 85 году, в 88-89 и в период между 93 и 96 годами. В 1985 году инфляция составляла около 10%, и китайцам удалось сдержать социальное напряжение. В 88-89 растущая инфляция стала одним из факторов, которые привели, в конечном итоге, к событиям на площади Тяньаньмэнь. В 93-96 годах китайская инфляция росла как на дрожжах в результате экономического роста в Восточной Азии, и китайцы были спасены коллапсом в остальной Азии – Пекин смог обуздать общество, утрясти внутренние дела, а затем начать захватывать экспортные доли, потерянные многими из азиатских экономических «тигров».
В то время как Китай наблюдает за беспорядками и Северной Африкой, руководство страны также осторожно присматривается к так называемой «жасминовой» революции, которая только начинается в Китае. До сих пор мы не видели больших толп демонстрантов, однако реакция служб безопасности указывает на то, что они могут быть более обеспокоены происходящим, чем видится со стороны.
Для Пекина несколько факторов делают этот период особенно сложным. Во-первых, высокие цены на энергоносители на фоне уже существующей инфляции. Во-вторых, попытки народных демонстраций, которые распространились не только географически, но и затронули разные социально-экономические классы. В-третьих, изменения в коммуникационных стратегиях, позволяющие быстрее передавать информацию. Информация находит способы обойти китайскую цензуру, и она вытягивает на поверхность людей с очень разными обидами. Четвертый фактор состоит в том, что Китай сегодня находится на совсем другой стадии развития. В стране действительно появился растущий средний класс, ожидания китайцев повысились – последние несколько лет, чтобы справиться с экономическим кризисом, правительство попыталось увеличить внутреннее потребление – давая субсидии, вычеты, финансирование – и люди рассчитывают на все больше и больше. Все эти факторы сошлись в то время, когда Пекин сосредоточен на передаче руководства от Ху Цзиньтао к его преемнику.
В такие времена социальная стабильность становится для правительства главным приоритетом. Руководство страны хочет, чтобы все было спокойно, чтобы они могли провести политический переход без каких-либо значимых проблем. Stratfor внимательно следит за тем, как китайцы справятся с этим проблемами. Китайское правительство не известно своей способностью двигаться очень быстро, особенно в момент, когда в политике происходит «передача дел» и они пытаются уравновесить различные политические фракции.