Смещение с поста президента Хосни Мубарака в Египте, до самого последнего времени считавшегося главой самого стабильного в регионе режима, а также «цепляние за власть» полковника Муаммара Каддафи в Ливии, не дают четкого представления о том, чем, в конечном итоге, закончатся массовые волнения, проходящие в странах арабского мира. Протестующие уже свергли правительства в Тунисе и Египте, а другие арабские страны столкнулись с широкомасштабной волной недовольства.
Беспорядки застали большинство людей врасплох, как внутри страны, так и за ее пределами, и разрушили до основания как минимум пять общепринятых представлений об арабском мире.
Арабы не выходят «на улицы». До начала протестных выступлений в Египте и Тунисе большое количество людей убежденно утверждали об отсутствии острой необходимости в строчном проведении политической реформы и о том, что те, кто призывал к переменам, не понимали общественного настроения, что обстоятельства не настолько плохи, какими их представляли несогласные. Такая точка зрения привела правительства к убеждению, что арабы не будут выступать в большом количестве и требовать перемен. В каждой из стран стремительное проведение реформ рассматривалось как нанесение ущерба национальным интересам.
Сегодня всем понятно, что этот аргумент уже утратил свою убедительность. Никто не мог предсказать событий, произошедших в Египте и Тунисе, которые означают, что ни одна из арабских стран не является защищенной. У правительств отсутствует роскошь бесконечного выжидания. И они уже больше не могут пользоваться мифом о массовом спокойствии, чтобы продолжать отказываться от начала необходимых реформ, которые будут касаться основных причин недовольства.
Политические реформы должны проводиться после либерализации экономики. Правительства арабских стран и большого количества западных заявляли, что приватизация и другие экономические реформы должны пользоваться приоритетом по сравнению с политическими переменами. Однако, несмотря на простоту аргумента в пользу такой точки зрения, что граждане, прежде всего, хотят хлеба, а не свободы, либерализация экономики осуществлялась без «системы сдержек и противовесов». Таким образом, в основном она не привела ни к хлебу, ни к свободе.
Вместо этого, прибыль от приватизации и других инициатив в основном перешла к политической и деловой элитам. Как результат, арабы начали рассматривать приватизацию и глобализацию, как отрицательные явления. В настоящее время понятно, что экономическая и политическая реформы должны осуществляться вместе, чтобы были созданы институциональные механизмы отчетности и ответственности для контроля излишков и обеспечения доступности прибыли для всех. Правительства быстро пришли к убеждению, что протесты, в основном, касаются высоких цен и безработицы. Однако, проблемой, которая объединяет недовольных в странах арабского мира, является не отвечающие требованиям времени действия органов власти.
Для предотвращения захвата власти исламистами необходимы закрытые системы. Запад боится, что демократия предоставит исламистам пространство, необходимо для получения контроля, ‑ страх, который арабские режимы используют для того, чтобы оправдать сохранение закрытых политических систем. Однако исламисты играли незначительную роль в событиях в Египте и Тунисе. Они и не предполагали возглавлять какое-либо из новых формирующихся правительств. В то же время, они являются важной частью общества в арабских странах и должны играть свою роль в формирующихся режимах.
Поэтому является неправдой то, что одной из жизнеспособных альтернатив жестокому абсолютистскому правлению должен быть исламизм. Протесты являются четким свидетельством того, что обычным гражданам уже надоела коррупция, отсутствие какой-либо видимости верховенства закона и существующий произвол. Здесь имеется возможность для начала развития плюралистических систем, в которых свою роль могут играть не только исламисты, но и другие партии и движения.
Выборы ‑ это и есть демократия. Сегодня уже больше никого нельзя обмануть этим заявлением. Для обеспечения своей доминирующей роли арабские правительства полагаются на несовершенные законы и выборы, которые не приводят к формированию решительного парламента или к настоящим переменам. Фактически, в таких странах, как Египет и Тунис, правительство и парламент были одинаково непопулярны. По всему региону прошедшие выборы использовались для создания «фасада», направленного на то, чтобы произвести впечатление на граждан и внешний мир, одновременно предохраняя режимы от принуждения к проведению реальных реформ.
Народ в рабских странах уже больше не принимает существующее положение вещей. Людей уже больше не устраивают экономические подачки или косметические изменения в органах власти. Они требуют реальных перемен, которые приведут их страну на путь демократии.
Международное сообщество не должно вмешиваться. Несмотря на то что процесс реформирования должен зародиться внутри страны, США и остальное международное сообщество могут стимулировать экономическое развитие, не навязывая его издалека. Президент Барак Обама отказался от политики администрации Джорджа Буша младшего, которая, по его мнению, сводилась к навязыванию демократии арабским странам. Однако последующее молчание о демократизации ухудшило, хотя, без сомнения, и не привело к разрушению процесса реформ в арабских странах за последние несколько лет.
США и Запад могут обсудить с арабскими странами, как должны быть проведены политические реформы, чтобы они обеспечили наибольшую открытость и возможности для разделения власти. Запад не должен жертвовать этими целями ради других; если союзники, в конце концов, потеряют свое влияние в народных восстаниях, то такой результат, мягко говоря, не будет способствовать интересам Запада.
Развитие событий, занимающее ведущее место в заголовках в средствах массовой информации по всему миру, вдребезги разрушает основные мифы об арабском мире. Народы этих стран должны сегодня начать последовательный, жизнеспособный и серьезный процесс политических реформ. На заре новой арабской эры именно они должны принять самостоятельное решение о строительстве новых открытых политических систем, которые смогут предотвратить растущую угрозу обостряющегося кризиса.
Марван Муашер – бывший министр иностранных дел и заместитель премьер-министра Иордани, вице-президент по проведению исследований Фонда Карнеги за мир во всем мире и старший научный сотрудник Йельского университета. Он является автором книги «Арабский центр»