Еще не располагая конкретной информацией о готовящемся в Азербайджане «Дне гнева», власти развернули настоящее наступление на активистов молодежных организаций и пользователей Facebook в преддверии несанкционированной молодежной демонстрации 11 марта.
Идея подобной акции протеста была впервые озвучена 6 марта, когда группа из шести азербайджанских молодежных активистов создала в Facebook группу, призывающую провести 11 марта по всему Азербайджану широкомасштабные антиправительственные демонстрации. «Вы готовы объединиться, чтобы ликвидировать диктаторский режим в Азербайджане цивилизованным путем и без провокаций?» – задают организаторы вопрос на своей странице в Facebook.
Количество пользователей социальной сети Facebook в Азербайджане в последние месяцы прирастает активными темпами. По данным веб-сайта Socialbakers.com, исследующего аудиторию социальной сети, в феврале количество азербайджанских пользователей Facebook выросло на 4,6% и достигло 324880 человек, более трех четвертей из которых являются молодыми людьми в возрасте от 18 до 34 лет.
Правда, призыв инициативной группы в социальной сети Facebook, прозвучавший почти месяц спустя после отставки президента Египта Хосни Мубарака, с которым критики азербайджанских властей нередко сравнивают авторитарного президента республики Ильхама Алиева, пока не нашел особого отклика в азербайджанском обществе.
Основатели группы, известной под названием «11 марта – Великий народный день», пригласили присоединиться к своей инициативе около 30 тысяч пользователей Facebook, приглашение приняли пока лишь 3 тысячи пользователей, а 5 тысяч, по словам источников из этой организации, отклонили его.
Несмотря на международное внимание, которое привлекла их протестная акция, один из активистов кампании признает, что организация даже отдаленно не рассчитывает, что акция 11 марта примет масштаб каирских выступлений. Цель данного мероприятия заключается в том, чтобы пробудить азербайджанскую молодежь, заставить ее занять более активную политическую позицию, говорит активист, попросивший не называть его имени. «Никаких конкретных митингов на 11 марта мы не планируем», – утверждает он. Не оглашалось и информации относительно планов, места или времени проведения акции.
Несмотря на это, азербайджанские правоохранительные органы, памятуя о событиях в Египте, Тунисе, а теперь и Ливии, занервничали. 10 марта министерство внутренних дел распространило документ, в котором предупреждало, что для недопущения несанкционированных митингов будут «применены все методы». «Это относится к любым попыткам подобного рода, включая акцию, запланированную на 11 марта посредством сети Facebook», – подчеркнул официальный представитель МВД республики Орхан Мансурзаде.
Инициаторы акции протеста в контакте «с зарубежными центрами» пытаются импортировать в Азербайджан «цветные революции», утверждалось далее в заявлении ведомства.
Учитывая опасения, имеющие столь давние корни, блюстители порядка взялись за распространителей листовок с информацией о протестах – материалов, которые были сфотографированы и размещены на странице организаторов акции в Facebook. За «хулиганство и сопротивление полиции» по пять суток получили член оппозиционной Партии народного фронта Азербайджана Даянат Бабаев, молодежный активист партии «Мусават» Сахават Солтанлы и молодежный активист Рашадат Ахундов.
В период 7-10 марта был задержан ряд других лиц, причастных к распространению листовок, а также некоторые представители организаций гражданского общества, которые спустя какое-то время были отпущены. В числе задержанных оказались и два сотрудника Института свободы и безопасности репортеров [данный институт получает финансирование от Фонда содействия «Открытое Общество» – Азербайджан; EurasiaNet.org финансируется в рамках Центральноазиатского проекта Института «Открытое Общество»], а также сотрудник общественной организации Nida. Один из задержанных работников института, Мехман Гусейнов, рассказал EurasiaNet.org, что в полиции ему задавали вопросы о намеченной на 11 марта акции протеста.
Эти задержания последовали за арестом 4 марта молодежного активиста и пользователя социальной сети Facebook Бахтияра Гаджиева, а 7 марта – его коллеги по молодежному движению, Джаббара Саваланлы. Международные и азербайджанские правозащитные организации, а также посольства зарубежных стран, осудили подобные шаги властей.
Однако критика извне практически не отразилась на действиях властей. Профилактические меры были приняты также и в азербайджанских вузах. По словам одного из студентов Бакинского государственного университета, крупнейшего высшего учебного заведения республики, администрация вуза велела студентам предоставить письменные объяснения на случай своего отсутствия на занятиях 11 марта. «Нам пригрозили исключением, если нас застанут на какой-либо акции протеста», – сказал один студент, попросивший не называть его имени. Причем многие студенты БГУ до этого и не слышали о планировавшихся 11 марта мероприятиях.
Ряд проправительственных СМИ попытались применить иную тактику. В явной попытке очернить видных азербайджанских пользователей сети Facebook, известных своими независимыми взглядами, эти издания опубликовали на прошлой неделе иллюстрированный список десяти граждан Азербайджана, в списках которых на страницах в Facebook числятся друзья из Армении. [В этом списке значится и корреспондент EurasiaNet.org, в прошлом руководитель бакинского бюро «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Хадиджа Исмаилова – Прим. ред.]
Резонанс, вызванный кампанией, организованной против пользователей Facebook и молодежных активистов, почти затмил собой и более конкретные планы по организации другой демонстрации – на этот раз четко связанной с оппозицией и намеченной на 12 марта.
Несмотря на отказ городских властей санкционировать проведение акции на улицах города, партия «Мусават» пообещала организовать во второй половине дня 12 марта акцию протеста в центре Баку – у здания кинотеатра недалеко от центра города.
Один из высокопоставленных членов правящей партии «Ени Азербайджан», депутат Мубариз Гурбанлы, постарался принизить возможность того, что акции протеста 11-12 марта могут оказаться сколько-нибудь серьезными. «Число людей, присоединившихся к их призывам, составляет менее 0,1%» [населения Азербайджана], насчитывающего 8,3 млн. человек, заявил он проправительственному информагентству «АПА».
Правда, оценка протестного потенциала Азербайджана может в итоге свестись к вопросу не о количестве, а о качестве, полагает адвокат, глава Общества правового просвещения Интигам Алиев, представляющий интересы арестованного молодежного активиста Гаджиева.
Азербайджанские пользователи социальной сети Facebook «представляют собой новое поколение молодежи…, способного повести за собой народ и отстаивать свои права, – полагает он. – Они могут стать большой головной болью для властей».
Шахин Аббасов является независимым бакинским журналистом и членом правления Фонда «Открытое Общество» – Азербайджан.