Энергетическая безопасность – одна из наиболее важных составных частей концепции национальной безопасности любого государства. В случае Белоруссии она напрямую связана не только с безопасностью страны, но и со стабильности правящего режима – особенно сейчас, когда А. Лукашенко снова утратил доверие Европы.
В плане энергоснабжения Белоруссия фактически полностью зависит от России, и если между странами на этой почве вспыхнет очередной конфликт, Минск не сможет рассчитывать на поддержку со стороны ЕС. Другими словами А. Лукашенко остается полагаться только на собственные энергетические силы. В этой связи он не раз заявлял, что «белорусская энергетическая безопасность должна основываться прежде всего на внутренних ресурсах». Это говорит о том, что президент Белоруссии не доверяет ни Брюсселю (который требует демократизации режима), ни Москве (которая превратила энергетический шантаж в инструмент своей внешней политики).
Около 94% белорусской энергии вырабатывается с использованием природного газа, а его основной поставщик – Россия. Очень важна Белоруссии и дешевая российская нефть, поступающая на Мозырский и Новополоцкий НПЗ. Долгое время страна серьезно зарабатывала за счет продажи за рубеж произведенных из нее нефтепродуктов, но недавно Россия потребовала, чтобы белорусы платили пошлину за их экспорт.
Один из способов укрепления энергетической безопасности Белоруссии – диверсификация источников энергопоставок и открытость миру, второй – акцент на внутренние энергоресурсы.
За первый путь активно выступает глава белорусского центра Mizeso Ю. Романчук. Он призвал власти не бороться за дешевый российский газ, а диверсифицировать и либерализировать внутренний энергетический рынок. Одним из его конкретных предложений для Беларуси является ее присоединение совместно с Эстонией и Латвией к проекту по строительству новой АЭС в Литве. Однако, если еще год назад такой вариант казался возможным, то сегодня говорить об этом уже не приходится, потому что после президентских выборов Европа практически на всех направлениях отказывается от сотрудничества с А. Лукашенко.
Но это не означает, что белорусский режим не заботится об энергетической безопасности. Важным шагом на этом пути является проект строительства Островецкой АЭС. Как указано на сайте МИД Белоруссии, ядерную энергетику в стране необходимо развивать по следующим причинам: ограниченное количество собственных источников энергии, необходимость их диверсификации, частичный отказ от импорта энергоресурсов, а также возможность уменьшить себестоимость электроэнергии и переход к ее экспорту. Однако планы по строительству белорусской АЭС непосредственно связаны с Россией, и когда осенью прошлого года Москва вела активную информационную войну против А. Лукашенко, казалось, что они сорвались. Но сегодня страны снова дружат, и серьезных препятствий к возведению АЭС в Островецком районе Гродненской области вроде бы не осталось.
В рамках проекта планируется построить два блока – первый к 2016 г., второй – к 2018 г., а их общая мощность должна составить около 2,4 тыс. МгВатт. По словам заместителя министра энергетики Белоруссии М. Михадюка, постройка АЭС и нескольких угольных ТЭЦ в перспективе позволит стране снизить зависимость от природного газа как главного источника производства энергии с 94% в 2008 г. до 55% в 2020 г.
Кроме того Белоруссия пытается найти альтернативу российской нефти. Хотя реально ее пока нет, А. Лукашенко удалось добиться пропагандистской победы, когда он договорился об импорте «черного золота» из Венесуэлы. Таким образом он показал Москве, что его страна в состоянии найти другие источники поставок нефти. Однако вариант с Венесуэлой едва ли поможет Белоруссии сэкономить, т.к. нефть сначала будет танкерами поставляться в порты Украины, и только затем по железной дороге поступать в Белоруссию. Другой путь – через порты стран Балтии (прошлым летом экспериментальную партию венесуэльской нефти для Белоруссии приняла Клайпеда), но сути дела это не меняет.
Определенное внимания в Белоруссии уделяется и альтернативной энергетике. Однако пока еще слишком рано говорить о более значимой роли возобновляемых источников энергии в белорусской экономике по сравнению с традиционной энергетикой. В этой связи вышеупомянутый Ю. Романчук утверждает, что альтернативная энергетика не станет коммерчески привлекательной в мире еще лет 15-20, поэтому Белоруссии не стоит мечтать о возобновляемых источниках энергии как о реальной альтернативе российскому газу и нефти.
Обобщая, можно сказать, что скорее всего в ближайшем будущем Белоруссия вряд ли сможет стать энергонезависимой. Отказавшись от сближения с Европой, А. Лукашенко в который раз оказался лицом к лицу с Россией, от которой зависит не только экспорт нефти и газа в Белоруссию, но и планы по строительству Осторовецкой АЭС. Короче говоря, Минск снова в плену «дружбы братских народов».