«Добрый вечер, проходите. На одну ночь я вас размещу, но больше не могу, мы работаем как центр для эвакуированных», - извинялся владелец маленького отельчика рядом с Фукусимой. А когда я спросил о цене, он махнул рукой и сказал, что бесплатно. Из-за землетрясения.
Признаюсь, он меня удивил. Я пережил землетрясение в Индии, Турции и в китайской провинции Сычуань, цунами в Шри-Ланке, и везде люди пытались как можно больше заработать на несчастье других. Мгновенно взлетали цены на продукты, не говоря уже о топливе. В Японии – ни на иену.
Бензин все еще стоит столько же, хотя его становится меньше и меньше. Если заправки открыты, там выстраиваются организованные многочасовые очереди. Мать-природа показала свое разгневанное лицо, и японцы это покорно принимают.
В магазинах исчезают основные продукты, в мегаполисе Токио сейчас очень непросто найти яйца, хлеб и упакованную воду. Не говоря уже о населенных пунктах в зоне эвакуации. Полки зияют пустотой, и если появляются какие-то запасы, продавцы их даже не распаковывают. И опять все это воспринимают как голый факт, с которым они смирились заранее. Никакого массового психоза, никакой паники.
Японцев часто и систематически подготавливают к всевозможным авариям. Их здания построены так, чтобы устоять перед самым сильным землетрясением. Так же строятся и атомные электростанции. В стране восходящего солнца их 55, и Токио очень хорошо знает, в каком огненном кольце лежит вся страна. Поэтому вера граждан в максимальную безопасность уместна.
Я рискну предположить, что, если бы в Индонезии, на Филиппинах или во многих европейских странах произошла трагедия такого масштаба, говорили бы не об апокалипсисе, а прямо о конце света.
Конечно, никто не ожидал, что на побережье обрушится десятиметровая волна цунами, которая сметет все, что окажется на ее пути. В принципе можно говорить о самой крупной катастрофе после Второй мировой войны. Но в то же время именно в эти минуты проявляется сила духа и дисциплинированность японцев. И порядочность, которой можно только позавидовать. И в то же время вырисовывается направление пути: с природой нельзя сражаться. Иначе говоря, надо просто терпеливо защищаться перед тем, кто всегда будет сильнее.
Автор – корреспондент Čro («Чешское радио»)