Состоявший в декабре визит Дмитрия Медведева в Варшаву сломал лед в двусторонних отношениях и стал первым визитом российского президента в Польшу с 2002 года. Все ждали, что он откроет новую страницу в зачастую непростых отношениях двух соседних государств. Действительно, спустя несколько месяцев после визита Медведева было подписано соглашение, которое может стать первым в усилиях по созданию российских предприятий в Польше. А польские инвесторы выстраиваются в очередь на создание производственных предприятий как минимум в 10 регионах России.
Вступив в 2004 году в Евросоюз, Польша оказывает активное влияние на отношения России с этим блоком, часто обвиняя Кремль в нарушениях прав человека и в его агрессивной внешней политике в так называемом ближнем зарубежье. Однако после избрания в прошлом году на пост президента Польши Бронислава Коморовского, который сменил покойного ныне националистического лидера страны Леха Качиньского, в Варшаве усиливаются надежды на то, что смена руководства создаст условия для более плодотворного диалога с Москвой, а также поможет усилить приток российского капитала в польскую экономику.
После этого 7 февраля российско-британская автомобилестроительная компания Intrall Rus подписала письмо о намерениях с Польским агентством информации и иностранных инвестиций (ПАИиИИ) и региональным властями о создании автомобильного завода и научно-исследовательского центра в Щецине, находящемся в Западно-Поморском воеводстве. К строительству предприятия планируется приступить в конце 2011 года, а первые машины начнут сходить с конвейера в 2014 году, о чем сообщает руководство компании. Завод будет производить широкий ассортимент автомобилей для грузовых перевозок, автофургонов и пикапов как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Intrall намеревается создать в Щецине до 600 новых рабочих мест.
Новое предприятие Intrall, оцениваемое в 270 миллионов евро, представляет собой самый крупный российский инвестиционный проект в Польше за многие годы, хотя Россия считается ее шестым экспортным рынком и занимает второе место по размеру импорта, о чем свидетельствуют данные из польского Министерства иностранных дел.
Согласно поступившим сообщениям, польское правительство может предоставить безвозмездную ссуду в рамках поддержки данного проекта. Он стал второй попыткой компании Intrall закрепиться на местном рынке. В 2003 году она приобрела оказавшийся на грани банкротства автомобильный завод Daewoo в Люблине, но спустя четыре года была вынуждена остановить производство.
Однако инвестиционные потоки идут не только в одном направлении. Как сообщает РИА Новости, 10 марта первый секретарь посольства Польши в России Анджей Зигмунт (Andrzej Zygmunt) заявил на встрече с первым заместителем мэра Смоленска Сергеем Маслаковым, что польские инвесторы заинтересованы в создании производственных предприятий как минимум в 10 регионах России, потому что товары для российского рынка выгоднее производить на российской территории, чем ввозить их из Польши.
Хотя в настоящее время совокупный объем польских инвестиций в России довольно мал, составляя всего 600 миллионов долларов, Зигмунт заявил, что деятельность польского бизнеса в стране активизируется с каждым годом. Посольство Польши в минувшем году получило три тысячи заявок от польских бизнесменов, желающих открыть свое дело в различных регионах России. По словам дипломата, примерно половина польского экспорта приходится на Москву и Московскую область. Остальная часть польских товаров идет в регионы, такие как Смоленская, Кемеровская, Челябинская, Свердловская область и другие места.
Центр автомобилестроения
По словам главы Intrall Rus Анатолия Лейриха, его компания давно уже планировала осуществить инвестиции в Польше. Особенно ее интересовал запуск предприятия в Западно-Поморском воеводстве. Удобное расположение региона, находящегося на пересечении транспортных путей из Западной в Восточную Европу, а также благоприятный инвестиционный климат воеводства сыграли решающую роль при заключении сделки, сказал бизнесмен. Эти факторы, а также наличие высококвалифицированных инженеров «создает надлежащие условия для открытия научно-исследовательского центра, где мы будем проектировать и конструировать большую часть наших новых машин», заявил Лейрих 7 февраля на церемонии подписания письма о намерениях.
Есть надежда, что новый проект Intrall привлечет и другие инвестиции в польское автомобилестроение. По словам отраслевых аналитиков, они могут прийти и с востока. В Польше существует потенциально большой спрос на дешевые грузовые автомашины местного производства, и машины Intrall могут занять данную нишу.
В Польше находится 16 из 41 предприятия по производству автомашин и двигателей, существующего в странах-членах ЕС с переходной экономикой. Однако поляков все чаще беспокоит усиливающаяся конкуренция со стороны центров автомобилестроения данного региона, расположенных в Чехии, Словакии и Венгрии. «Последний новый автомобильный завод в Польше был создан в 2000 году. С тех пор все ведущие производители отдают предпочтение соседним странам, - говорит Войцех Джевецкий (Wojciech Drzewiecki), возглавляющий варшавскую фирму по исследованию автомобильного рынка Samar. – Если Польша хочет привлечь новые инвестиции в отрасль, правительству необходимо сосредоточиться на получении капиталов от ведущих производителей … а также на укреплении внутреннего рынка. На долю внутренних продаж приходится менее 3% производства автомашин в Польше, что намного ниже того уровня, на который рассчитывают потенциальные инвесторы».
Последние данные Samar подтверждают, что автомобилестроение в Польше ориентировано в основном на экспорт. В 2010 году с местных конвейеров сошло в целом 799255 пассажирских автомобилей, что на 4,1% меньше, чем в предыдущем году, включая 533455 машин, сошедших с производственных линий самого крупного в стране автомобильного предприятия Fiat Auto Poland в Тыхы. Примерно 97,4% из этого объема ушло на экспорт, отмечают эксперты Samar.
В сегменте легких грузовых автомашин диспропорция столь же наглядна. В прошлом году на заводе Volkswagen в Познани и на предприятии Fiat в Тыхы было изготовлено 87986 легких грузовых автомобилей. По данным Samar, почти 96,7% совокупного объема производства двух этих головных изготовителей предназначалось на экспорт. «С такой мощной зависимостью от внешнего рынка пройдет много времени, прежде чем польский внутренний рынок автомашин обретет стабильность», - говорит Джевецкий, отмечая при этом, что данный недостаток сопровождается частыми и мощными колебаниями в месячных объемах продаж автомашин в стране.