Уолл-стрит внимательно наблюдает за тем, как Кремль основывает второй инвестиционный банк в России, грозя украсть бОльшую долю рынка у крупнейших международных банков.
Когда подконтрольный государству ВТБ-Капитал, подразделение Группы ВТБ, отворил свои двери в 2008 году, а персонал был по большей части взят из Deutsche Bank AG, мало кто предполагал, что в 2009 и 2010 эта структура станет первой по доходам в рейтинге доходов инвестбанковских структур в России, обогнав Goldman Sachs Group Inc. и Credit Suisse Group AG, отмечается в данных аналитиков по инвестиционно-банковской деятельности из Dealogic.
И вот в пятницу крупнейший государственный конкурент Группы ВТБ, ОАО «Сбербанк», объявил о том, что покупает инвестиционный банк «Тройка-Диалог» у его менеджмента и южноафриканского банка Standard Bank за один миллиард долларов плюс будущие выплаты по итогам инвестиционно-банковской деятельности. Помимо получения имеющего первостепенное значение благословения Кремля, покупка предоставляет «Тройке» поддержку банка, карманы которого гораздо более глубоки, чем у ВТБ, и с надежным финансированием, поступающим от российских сбережений, а не от волатильных международных кредитных рынков.
Преимущества ВТБ были очевидны: премьер-министр Владимир Путин регулярно выступает на ежегодной конференции банка для инвесторов в Москве, и инвестиционный банк также пожинал плоды тесных связей с коммерческими кредитами, которые Группа ВТБ предоставляла во время финансового кризиса, когда государство оказывало поддержку, направляя средства через крупнейших кредиторов.
Один из руководителей по операциям в России банка с Уолл-стрит заявил, что Сбербанк «в конце концов» станет серьезным конкурентом, возможно после переходного периода, во время которого общеизвестный своей медлительностью и советским стилем банк научится, как извлечь самую полную выгоду из этого своего приобретения.
Не все усматривают незамедлительную и непременную угрозу со стороны Сбербанка.
«Я не думаю, что ведущие западные инвестиционные банки не смогут спокойно спать в связи с этим», - заявил другой руководитель по операциям в России одного международного инвестбанка. В конце концов, сам ВТБ может посчитать, что его доходы отбирает Сбербанк, поскольку многие корпорации хотели бы иметь поддержку для своих сделок со стороны либо Сбербанка, либо ВТБ, но вряд ли им понадобятся они оба, сказал он.
ВТБ-Капитал заявил, что приветствует появление нового конкурента, и что «запуск Сбербанком инвестиционного бизнеса будет иметь позитивное воздействие на рынок в целом в плане качества получаемых услуг».
Сбербанк и ВТБ никогда не смогут осуществлять крупные сделки самостоятельно и будут нуждаться в помощи крупных международных инвестиционных банков для распространения собственного капитала и выпусков заемных средств крупным международным инвесторам, говорят банкиры. Некоторые из выпусков акций на горизонте включают долгожданные IPO и продажу государственных долей в крупнейших российских компаниях в рамках новой волны распродажи активов Кремлем, включая 10-процентную долю в ВТБ, которая была оценена в 3,3 миллиарда долларов в прошлом месяце.
С точки зрения России, имеет смысл иметь сильные собственные коммерческие банки, чтобы одалживать средства, в которых нуждается экономика страны во время кризиса, когда международные банки пытаются уменьшить риски на развивающихся рынках и сфокусироваться на более крупных проблемах где бы то ни было. И будет иметь смысл даже иметь сильные местные инвестиционные банки, чтобы сгладить пути для международных сделок в трудные времена.
Но инвестбанкинг - не единственный сектор, которым в последнее время активно занялись Кремль и контролируемые им компании, несмотря на всю риторику по поводу приватизации и уменьшения доли государства в экономике. На прошлой неделе г-н Путин представил план предоставить малоизвестной компании-оператору беспроводной связи, частично принадлежащей государству, ведущую роль в строительстве сети беспроводной связи четвертого поколения национального масштаба, «прокатив» три крупнейшие негосударственные компании, которые контролируют российский сектор мобильной связи. С подобными прецедентами российским инвесторам остается лишь гадать, какая контролируемая частным бизнесом отрасль станет следующей…