Подводить итоги прошедших парламентских выборов — интересно. Ниже — разрозненные наблюдения.
Начнем с того, что на этих выборах впервые, для меня во всяком случае, был предложен выбор. Социал-демократы предложили «умное правительство» — впервые за годы второй республики. IRL предложило «проэстонское правительство» (eestimeelne valitsus). Противопоставление «умного» «проэстонскому» меня изрядно развлекло.
Реформисты же предлагали «богатое». Тоже, по всей видимости, «правительство» (ну не мы же!). И назвали это «высокой целью». Что ж, у каждого свои представления о высоких целях. Как говорил, если не ошибаюсь, Наполеон, не бывает маленьких страстей, бывают большие страсти маленьких людей. Но до чего же эти люди любят деньги!
Убежден, что через 4 года у реформистов не будет проблем с реализацией своих обещаний. Если следовать Кристену Михалу, то «План действий нового правительства должен поддерживать долгосрочное видение Партии реформ, согласно которому Эстония должна стать свободной и богатой Северной страной». Через 4 года реформисты доложат нам, что сделали Эстонию… Северной страной. И, хоть отчасти, но свои обязательства выполнили.
IRL ведет себя еще проще. Два года назад на евровыборах они обещали 50 000 рабочих мест. Летом прошлого года Лаар заявил, что они дали Эстонии 50 000 рабочих мест.
Эй комментаари!
Теперь — о некоторых персонажах этих выборов. Ансипа — жалко. Ему все врут. Набрал в Google «Ansip see on vale see ei vasta tõele». Результат — впечатляющий. Просто Джельсомино в стране лжецов. Как можно нормально работать, когда тебе без устали врут про безработицу, уезжающее из страны население, кризис и прочие отвратные вещи? При этом Ансип, конечно, чмо, и Карфаген должен быть разрушен! Но, реально жалко мужика!
Оглушителен провал Георгия Быстрова в Ласнамяэ. Очень жалко маардуских денег, которые год за годом вбухивались в телевизионную рекламу маардуского мэра… в Таллинне. Этот патрон мог выстрелить только один раз — и не выстрелил. 204 голоса против 1237 у Димитрия Кленского, который не мэр, не «посол Русского мира» и т.п., а «просто Кленский». Характерно, что в отсутствие «любимого мэра» в Маарду голосовали активнее, чем на прошлых выборах. Еще характерно, что, в отличие от «Русской сборной», никто Быстрова в краже голосов у центристов не обвиняет.
Не знаю, в какую строку записать Алексея Семенова, который вот уже вторые выборы подряд обозначается как проходной кандидат, но в выборах не участвует. Понятно, что у Сависаара после церковного скандала при составлении списка были совсем другие приоритеты, но вся его тактика после скандала — череда сплошных ошибок, приведшая в результате к поражению. Тут я солидарен с другими обозревателями. Что же до Семенова, то жаль, что его не будет в ветеранской команде из Эльдара Эфендиева, Михаила Стальнухина и Владимира Вельмана. Вельмана следует особо поздравить с успешным выступлением в Харьюмаа.
Новинка сезона — Евгений Осиновский. «С безработицей на Северо-востоке надо заниматься немедленно!». В чем проблема? Запрись в кабинете С безработицей и занимайся там С ней, сколько влезет… Отметился еще Алексей Лотман, тот, который «зеленый». Тем, что, по данным его русскоязычных знакомых, дискриминации по национальному признаку в Эстонии нет. Завидую умению человека выбирать себе знакомых… Как говорил Жванецкий, проще разговаривать с одним, у которого все есть, чем с десятью, у которых ничего нет.
Что же до «Русской сборной», то я за них откровенно болел, хоть и отказался участвовать в списке. Мне очень понравилось, что к выборам они подошли с настроением, чего давно не было. На мой вопрос: «Зачем?» Кленский отвечал просто — «Затем, чтобы дать избирателю выбор». Так что выбор на этих выборах был. И даже остается — а что теперь делать дальше? Разгон такой, что нужно создавать свою партию. Для этого, правда, Кленскому придется расстаться с имиджем «единственный, который…». Попытки же руководства РПЭ заявлять о том, что «партия набрала в сколько-то раз больше голосов, чем на прошлых выборах» — трогательны и простительны, так как платили они. Но в перспективы «с РПЭ» я не верю. Левые же в очередной раз закопали себя (избегаю слов «окончательно дискредитировали», так как каждый раз это утверждение оказывается ошибочным), хоть и провели перед выборами хорошую конференцию на тему послекризисного будущего Прибалтики.
Это все о персонажах, которые привлекли мое внимание. Теперь — о кампании.
Было где-то десятка два звонков возмущенных сограждан о том, что реклама «В этот раз Сависаару ничего не светит» — подлая. И обязательно что-нибудь нарушает. И что надо что-то с этим делать. Срочно.
Реклама, действительно, подлая, но ничего не нарушает. Поскольку нечего нарушать. Нет, как отметили и наблюдатели от CIS-EMO, закона о СМИ, нет закона о проведении избирательных кампаний (не путать с законом о выборах), а закон о рекламе, как дружно выяснили заинтересованные стороны, на политическую рекламу не распространяется. Ситуация, как видим, никак не способствующая росту морали в обществе — вся эта логика вынуждает на подлость отвечать еще большей подлостью.
Что еще подкупило, так это то, что ультраправые (Euronews почему-то упорно называет правительство Реформы и IRL «правоцентристским») говорили с нами по телевизору по-русски. С чего бы это? Ведь, по их логике, мы ДОЛЖНЫ знать их язык. Моя бы, впрочем, воля, я бы вообще всю телевизионную рекламу на русском запретил, не только политическую. Пусть журчит себе на эстонском — не так раздражает.
Отметить следует поворот в поведении ERR и ETV в частности. На этот раз в части распределения эфирного времени на ETV у меня нет никаких претензий. Русским давали слово и даже не особенно им хамили. Это следует отметить, и за это следует похвалить. Следует также отметить Delfi и Postimees на русском, тоже подошедших к выборам довольно открыто. Появилась также политическая аналитика, как явление, казалось, ушедшее. И тут уже можно назвать где-то с десяток журналистских фамилий, что меня лично глубоко радует.
Заканчиваю. Реформе прогнозировали победу, но результат все равно вызвал дружный стон. Как ОНИ могли выбрать ИХ? Неужели ОНИ не видят…
Что ответить на это — не знаю. Может — не видят. Или не хотят видеть. Или боятся…
У меня же в ушах — шквал аплодисментов в предвыборной студии ETV, когда Лотман заявил об отсутствии в Эстонии дискриминации. И слова Сависаара, «поддержавшего» выступление Кленского о дискриминации, о том, что в Эстонии действительно дискриминируют… женщин. Но я не знаю ни одного антиженского закона в Эстонии, а русофобских — сколько угодно!
На уровне образа для меня это выглядит так. Приходит русский пациент к эстонскому врачу и говорит: «У меня болит вот тут!». Причем говорит это сразу по-эстонски — во избежание. А врач ему: «Не болит!». Пациент: «Как это — не болит?». Врач: «Не болит — и все! Кончайте врать! А если надо, то мы даже закон примем соответствующий. О том, что у вас нигде не болит. Ни у кого из вас. Понятно? С вас 50 евро за визит. Будут деньги - заходите еще».