Как продемонстрировало прошлогоднее свержение президента Курманбека Бакиева, Москва не боится вмешиваться в дела Киргизии, если Кремль считает, что его интересам грозит какая-то опасность. Сегодня в качестве рычага воздействия на киргизское правительство Москва использует экспорт энергоресурсов.
На этот раз источником российского неудовольствия стала национализация одной из крупнейших компаний в республике, а именно провайдера сотовой связи «Мегаком». Скандал расшатывает и без того неустойчивую киргизскую коалицию и может серьезно сказаться на непрочной экономике страны. И все же киргизские власти, несмотря на экономическую зависимость республики от России, не желают раболепно следовать на поводу у Кремля и его желаний.
Ставки для Киргизии здесь крайне высоки. 14 марта советник главы правительства Фарид Ниязов подтвердил, что действие соглашения об отмене таможенных пошлин на российские горюче-смазочные материалы приостановлено. С начала текущего года вплоть до 15 февраля Россия поставляла в Киргизию ГСМ без взимания пошлины, что позволило на четверть сократить цены на киргизских заправках, укрепив доверие к отечественной экономике.
Однако соглашение о поставках ГСМ так окончательно и не вступило в силу, и с 15 февраля топливо в республику не поступает, подтвердил EurasiaNet.org депутат парламента Акыбек Джапаров. Проведя параллели с периодом, предшествовавшим отстранению от власти Бакиева в апреле прошлого года, член оппозиционной пророссийской партии «Ар-Намыс» Джапаров отметил, что колебания Москвы по поводу окончательной отмены пошлин означает, что «Россия больше этому правительству не доверяет».
18 марта в Москву должен прибыть премьер-министр Алмазбек Атамбаев для обсуждения возникших проволочек.
Срыв тарифного соглашения, помноженный на безудержный рост инфляции, может выбить из седла слабую правящую коалицию Киргизии, спровоцировав создание обстановки нестабильности и общественного недовольства в стране. Версии о распаде правящей коалиции начали активно муссироваться после того, как в ходе своей поездки в Бишкек два видных российских политика подвергли резкой критике одного из лидеров коалиции и шаги правительства по национализации компании «Мегаком».
На состоявшейся 9 марта пресс-конференции председатель думского комитета по делам СНГ Алексей Островский посетовал на развернувшуюся вокруг «Мегакома» «грязную подковерную борьбу», обвинив первого вице-премьера Омурбека Бабанова в попытке обмануть российских инвесторов. «Мы видим, что в настоящее время идет грязная подковерная борьба по отъему российской собственности, – сказал он. – Сложности привлечения российских инвестиций в Кыргызстан могут возникнуть в связи с ситуацией вокруг компании Мегаком».
Член комитета Госдумы по международным делам Семен Багдасаров также предостерег, что скандал вокруг компании «Мегаком» уже серьезно навредил киргизско-российским связям. «В Киргизии начинает повторяться ситуация, сложившаяся в стране до апрельских событий [2010 года], – подчеркнул он. – Тогда некоторые чиновники путали личные интересы с государственными и были озабочены только корыстными целями. Казалось бы, после революции подобные лица должны были задуматься, чтобы не повторять ошибок прежней власти. Однако сегодня мы наблюдаем, как группа лиц, пользуясь привилегиями, пытается навязывать свое субъективное мнение. Взять ту же компанию "Мегаком"».
После апрельских событий временное правительство Киргизии национализировало компанию, принадлежащую, по имеющимся сведениям, компаниям, связанным с сыном экс-президента Максима Бакиева. В настоящее время Мингосимуществу принадлежит 51% акций компании, полученных младшим Бакиевым в 2006 году от московской фирмы Eventis Telecom. В начале февраля два российских директора «Мегакома» были обвинены в злоупотреблениях и сокрытии доходов на сумму в 10 миллионов долларов, после чего покинули Киргизию. С момента прихода к власти временного правительства компания Eventis пытается получить обратно свою долю.
Как сообщил EurasiaNet.org вице-президент «Мегакома» по юридическим вопросам Илим Карыпбеков, отобранная у Максима Бакиева компания должна целиком принадлежать государству. «Мы должны защитить интересы государства. «Мегаком» является второй по величине компанией в Киргизии…и все 100% ее акций должны быть национализированы. Это исключительно юридический, а не политический вопрос. Вмешательство со стороны российских депутатов в данное дело является неприемлемым. Мы – суверенное государство, и Киргизия способна решить подобные проблемы самостоятельно».
Члены правящей коалиции отмахиваются от этого эпизода как от несущественного. Сообщения СМИ об ухудшении взаимоотношений с Москвой преувеличены, считает депутат Галина Скрипкина из возглавляемой Атамбаевым Социал-демократической партии Киргизии. «Я считаю заявления российских парламентариев их частной точкой зрения, – говорит она. – Что же до условий для иностранных инвесторов, то на российских бизнесменов не оказывается никакого давления. У нас для всех инвесторов равные условия».
По мнению же лидеров оппозиции, дело «Магакома» отрицательно сказывается на отношениях Киргизии с одним из ее важнейших партнеров, если не с главным покровителем.
На взгляд лидера оппозиционной партии «Ата-Мекен», депутата Омурбека Текебаева, визит представителей Госдумы был призван продемонстрировать сильнейшее недовольство России новым правительством. Президент РФ Дмитрий Медведев и другие кремлевские чиновники высокого ранга давно во всеуслышание заявляли о своем несогласии с предпринятым Киргизией в конце 2010 года переходом к парламентской системе правления.
«Это первый случай, чтобы высокопоставленные российские чиновники приезжали в Киргизию и открыто высказывали резкую критику в адрес парламента. Киргизское правительство много чего обещает Москве», но слишком часто «меняет свое мнение», сказал Текебаев EurasiaNet.org.
А ведь «Мегаком» – не единственный источник напряженности в отношениях между Бишкеком и Москвой.
В 2009 году Бишкек пообещал Кремлю 48% акций завода по производству морского оружия «Дастан» в обмен на списание долга в размере 193 миллионов долларов плюс пакет инвестиций и кредитов на общую сумму свыше 2 миллиардов долларов. Москва перевела 150 миллионов долларов, но акции так и не получила.
После смены власти в апреле 2010 года новое руководство Кыргызстана подтвердило свое намерение передать России акции завода «Дастан». Однако по итогам февральского визита в Бишкек премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана местные СМИ сообщили, что Атамбаев обсудил с турецкой стороной вопрос о продаже акций Турции. Назвав Россию важнейшим партнером Киргизии, Атамбаев опроверг эти сообщения, растиражированные российскими СМИ.
Кроме всего прочего, возникшая напряженность в правящей коалиции вызвана и определенными внутриполитическими процессами, поскольку члены коалиции начинают укреплять свои позиции в преддверии предстоящих осенью президентских выборов. По словам лидера партии «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева, который вышел из коалиции якобы по причине испортившихся отношений с Москвой, российское давление является ценой, которую приходится платить за формирование коалиции при слишком сильном контроле со стороны Кремля. «Это и не удивительно. Сначала [после парламентских выборов осени прошлого года] правящие партии вручили Кремлю свою судьбу, – говорит он. – А потом стали марионетками в руках [российского премьера] Путина».