ЖАК РУПНИК (JACQUES RUPNIK), историк и политолог:
Желание легко станет отцом мысли, но едва ли действия. Чтобы военное вмешательство было «адекватным», должны быть выполнены некоторые условия: 1) этого должны пожелать повстанцы (ни в Ливии, ни в арабском мире никто этого не сделал); 2) необходима резолюция ООН со ссылкой на резолюцию об «ответственности за охрану» в случае геноцида, пока ее у нас нет, и с Китаем и Россией в этом вопросе будет не просто; 3) Речь идет о блокаде воздушного пространства и ни в коем случае о вторжении или оккупации – Афганистана и Ирака более чем достаточно. И поэтому почти никто в Америке (в Европе, пожалуй, Лондон и Париж) в военную интервенцию впутываться не хочет.
РОМАН ДЖОХ (ROMAN JOCH), Гражданский институт (Občanský institut):
Вмешательство Запада или арабского мира? Если мы поможем ливийцам отстранить Каддафи, они будут на нашей стороне? Запад ведет войну в Афганистане; если мы поможем ливийцам, сколько дивизий туда отправят? Запад не может гасить все мировые конфликты. В первую очередь он должен заниматься своими (Балканы); и всегда должен уметь нанести ответный удар, если на него нападут. Когда Израиль причиняет вред террористам, арабские страны кричат. Когда Каддафи режет гражданских, они молчат. Что делает Саудовская Аравия, наверное, финансирует экспедицию для окончания насилия в Ливии? Что делают другие? События в Ливии – это ошибки арабских правительств, а не Запада. Но если Запад вмешается, Чешская Республика должна быть лояльной.
МАРТИН ПОВЕЙШИЛ (MARTIN POVEJŠIL), посол при НАТО:
Зависит от того, что конкретно имеется в виду под военным вмешательством. Если мы говорим о поддержке гуманитарных усилий международного сообщества военными средствами, тогда такое участие вооруженных сил уместно. Также использование военных инструментов для продвижения некоторых дальнейших решений Совета безопасности ООН, например, эмбарго на поставки оружия режиму Каддафи, можно считать допустимым. Более масштабное мероприятие, как, например, установление свободной от полетов зоны или прямое военное вмешательство, - это более сложный вопрос, сначала должен быть проведен основательный анализ необходимости таких мер и их эффективности, правовой базы, должна быть координация с местными и региональными участниками.
ИРЕНА КАЛГОУСОВА (IRENA KALHOUSOVÁ), аналитик по вопросам Ближнего Востока:
Военное вмешательство западных армий в Ливии в долгосрочной перспективе не принесло бы улучшения обстановки в регионе. Запад сразу же обвинили бы в том, что ему важны только собственные интересы, прежде всего, природные ресурсы. Авторитарные режимы во всей области не постеснялись бы сказать, что Запад стоит и за волной протестов, происходивших в последнее время, и к «защите» мусульманской территории быстро бы присоединились и радикальные исламистские организации. Роль США в Ираке и Афганистане стала бы еще сложнее. Но западным руководителям следовало бы ясно дать понять, что Каддафи для них больше не партнер, и отрезать его от нефтедолларов. Без них его режим долго не выдержит.