Для Москвы волнения в арабском мире – палка о двух концах. С одной стороны, рост цен на нефть пошел на пользу российской экономике. С другой, Кремль с беспокойством смотрит на ближневосточные восстания против авторитарных, коррумпированных и богатых правителей.
«В последнее время здесь возникла невиданная ранее нервозность, - утверждает опытный иностранный банкир. – Люди боятся, что волнения окажутся заразными».
На первый взгляд, дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке стала подарком для опирающейся на природные ресурсы российской экономики, заставив нефтяные цены приблизиться к 120 долларам за баррель. По мнению экономистов, повышение цен может прибавить в этом год 1 процентный пункт к темпам экономического роста, доведя их по меньшей мере до 5% - то есть до самого высокого уровня с 2008 года.
В понедельник министр финансов Алексей Кудрин заявил, что российский бюджетный дефицит, возникший благодаря высоким расходам в период финансового кризиса, будет устранен, если средний уровень цен на нефть в этом году будет составлять 115 долларов. Некоторые экономисты считают, что этого можно будет достигнуть и при средней цене ближе к 100 долларам.
Иностранные инвесторы впервые с середины 2008 года устремились на российский фондовый рынок, подняв его до почти рекордного за три года уровня.
Несмотря на снижение нефтяных цен, связанное с землетрясением и ядерным кризисом в Японии, российский рынок по-прежнему остается в лучшем состоянии, чем многие другие.
Инвесторы полагают, что дефицит энергии и предполагаемое долговременное снижение роли ядерной энергетики в Японии могут дать России возможность увеличить поставки нефти и газа. Российские сталелитейные предприятия также могут получить выгодные заказы благодаря восстановительным работам.
Однако у высоких цен на нефть есть своя обратная сторона. Изобилие нефтяных денег способно вернуть России докризисную самоуверенность и подтолкнуть ее к отказу от необходимых реформ, обуздывающих коррупцию и уменьшающих роль государства в экономике.
Если правительство воспользуется этими деньгами, чтобы дополнительно повысить зарплаты и пенсии в преддверии декабрьских парламентских выборов и предстоящих в следующем марте выборов президента, это лишь усилит зависимость экономики от цен на нефть.
«Уже сейчас меньше говорят о программе приватизации», - утверждает работающий в Москве высокопоставленный сотрудник западного банка. Имеется в виду программа продажи государственных активов на сумму в 32 миллиарда долларов, о которой в прошлом году объявило правительство, рассчитывавшее с ее помощью, в том числе, сократить бюджетный дефицит. Новый рост цен на ресурсы также вновь возродил российских олигархов. Для московских ресторанов, салонов Porsche и торговцев недвижимостью опять настали хорошие времена. На прошлой неделе журнал Forbes сообщил, что число российских миллиардеров в прошлом году снова увеличилось с 62 до 101, причем 79 из них живут в Москве.
Некоторые аналитики предполагают, что на самом деле миллиардеров в стране может оказаться еще больше. Тем временем, разрыв между самыми богатыми и самыми бедными продолжает увеличиваться.
На фоне ближневосточных волнений сочетание самоуверенности в верхах, коррупции и демонстративного потребления выглядит довольно опасным.
Эксперты указывают на то, что условия в России сильно отличаются от ближневосточных: бедность не так сильна, лидеры не находятся у власти десятилетиями, население пассивно и, вдобавок, стареет. Опросы общественного мнения демонстрируют, что рейтинги президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина остаются на уровне примерно 70%.