Тим Эш (Tim Ash) и его коллеги из Королевского банка Шотландии нанесли 14-15 марта краткий визит в Москву с целью беглого анализа ситуации. В этом квартале Россия в передовиках: экономические показатели там гораздо лучше прогноза, а бюджетный дефицит в текущем году может полностью исчезнуть – с четырехлетним опережением плана. И это еще не все. Россия это одна из немногих стран, куда поступают новые деньги, и кое-кто даже полагает, что она может стать надежным убежищем в условиях нестабильности в арабском мире и невзгод в Японии.
Но как говорит Эш, он с удивлением обнаружил, что местный народ с большим пессимизмом говорит о перспективах. «Что касается общего впечатления от поездки, то нас поразили мрачные взгляды россиян на экономику. Соглашаясь с тем, что высокие нефтяные цены придадут кратковременное ускорение экономике, они выражают тревогу в связи с тем, что у руководства страны отпадет охота решать глубоко укоренившиеся структурные проблемы, давшие о себе знать во время кризиса за последние три года», - написал Эш в заметках о своей поездке, которые были опубликованы в Russia Daily List 16 марта в среду.
Эш в своих заметках по поводу пессимизма россиян продемонстрировал незаурядную проницательность. Я часто замечал следующее: русские в целом с гораздо большим пессимизмом говорят о будущем своей страны, чем живущие и работающие в России иностранцы.
Я точно не знаю, в чем причина такого отношения. Безусловно, один из факторов это усталость от постоянной борьбы. Русские буквально сражаются за построение новой жизни/страны, и битва длится вот уже два десятилетия. Работа эта действительно очень тяжелая. Тот незначительный прогресс, что был достигнут в 1990-е годы, почти полностью свел на нет дефолт 1998 года. Большинство людей были вынуждены начинать все сначала и возрождать свой бизнес с нуля. (Они сделали это, и наиболее заметным результатом стало то, что после кризиса расточительное потребление уменьшилось, а люди стали больше инвестировать. Кто сегодня говорит о новых русских?)
При Владимире Путине появилась стабильность, и начался экономический бум. В 2007 году возник подлинный оптимизм по поводу будущего (взгляните на московских детей, они всего одного возраста: четырех и семи лет). Но в 2008 году кризис снова подрубил все на корню.
Если вам интересно мое мнение, то русские просто устали бороться. Иностранцам нравится динамизм России и те возможности, которые она им дает, поскольку эта страна резко отличается от окостеневшей социальной иерархии, существующей у них дома (за исключением интернета, чем отчасти объясняется его популярность среди молодежи).
Но, как сказал мне однажды один мой российский коллега, «вы авантюрист уже потому, что приехали сюда, и поэтому вас все это устраивает. И у вас есть возможность уехать в любое время, когда захотите. А мне надо выучить в российской школе двоих детей. Я вынужден рассчитывать на российскую систему здравоохранения. И я буду зависеть от российской пенсионной системы. А все это не так, как у вас».
Недавний кризис привел в уныние буквально каждого, а после дефолта 1998 года ушло не менее четырех лет на то, чтобы настроение у людей улучшилось. Я удивился, насколько хорошо большая часть моих друзей перенесла этот кризис по сравнению с той черной пеленой, которая накрыла Россию в 1998-м. Но я не могу сказать, что они счастливы.
Более того, поскольку на горизонте сегодня замаячили думские и президентские выборы, в ближайшей перспективе возникает все большая неопределенность. Кризис свел на нет путинское обещание «не вмешивайтесь в политику, и я налажу экономику». Люди сегодня злы, поскольку видят, что государство лишь делает вид, будто прислушивается к ним. Когда размер прибыли был велик, а зарплаты непрестанно росли, это не имело значения. Но сегодня все наоборот – люди больше думают о политике и чувствуют, что государство их предало.
Страхи элиты
Для российских олигархов ситуация складывается немного иначе, хотя они тоже задумываются о политике. Все нервничают из-за антикоррупционной кампании. Все считают, что в назидание другим вот-вот арестуют какую-нибудь важную шишку либо из бизнеса, либо из администрации. Это поможет проведению антикоррупционной кампании, которая в настоящее время успехами не блещет (после ареста владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского в 2003 году все стали в полном объеме платить налоги). Но она также способствует завоеванию дешевой популярности накануне выборов. Очень многие богатые россияне отправляют свои деньги за рубеж и выводят бизнес в другие страны.
Лично я думаю, что это временное явление, и что после выборов все снова воспрянут духом, а экономика пойдет вверх. В конце концов, ситуация в России улучшается очень быстро, несмотря на большие кочки на дороге. (Да и весна поможет поднять настроение, потому что сейчас, когда тает снег, превращаясь в слякоть, у всех глубокая депрессия.)
Кроме того, русские никогда не сдаются – никогда, в каком бы унынии они ни находились. У них буквально геркулесова способность стойко переносить страдания. Я очень люблю цитировать Черчилля, которые вспоминал о своей поездке в Россию на пике зимней стужи во время Второй мировой войны. Когда его везли к Сталину, он увидел, как группа россиян стоит в снегу и ест мороженое. «Этот народ непобедим», - сказал Черчилль.