Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Когда нацистское руководство предстало перед Нюрбергским трибуналом, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр выразил свое несогласие с тем, чтобы в качестве свидетелей были приглашены солдаты, освобождавшие концентрационные лагеря. Он даже счел нужным подчеркнуть, что и его самого не следует приглашать в качестве свидетеля, поскольку его слова будут восприняты как пропагандистское выступление победителей, а не как страшная правда.
Судья Джексон, генеральный прокурор трибунала, предложил альтернативный вариант: показать кадры документальной хроники, снятые армейской пресс-службой в ходе освобождения концлагерей. Подразделение пресс-службы было укомплектовано лучшими режиссерами, продюсерами и операторами Голливуда, которые сопровождали американских солдат и фиксировали на пленку военные действия. «Сюрприз», который ждал их во время освобождения лагерей массового уничтожения, был ужасен: они успели заснять остатки дыма от бараков, сожженных вместе с их обитателями, сгоревших заживо людей, горы трупов, а также толпы живых трупов, агонизирующих от голода и истощения людей.
Эйзенхауэр справедливо полагал, что эти кадры будут говорить сами за себя. Они расскажут о происходившем кошмаре лучше всяких слов – со всей ужасающей точностью Эти кадры стали главным и решающем свидетельством преступлений во время заседаний нюрнбергского трибунала. В ходе показа присутствующие в зале, включая нацистскую верхушку во главе с Герингом, неоднократно выражали отвращение при виде запечатленного на пленку ужаса. Позднее американцы распространили фильмы об освобождении лагерей уничтожения по всей Европе, чтобы подобная катастрофа больше не повторилась.
Европейская сдержанность, граничившая порой с отрицанием очевидных фактов и отказом воспринимать болезненную правду, было сломлена этими кадрами. Они навсегда впечатались в сознание жителей Старого света. Вопрос об ответственности европейцев за то, что случилось во время войны, остается актуальным до сих пор. Точно также удалось пробудить от спячки общественное мнение в отношении геноцида в Руанде. В то же время, в отсутствии кадров, свидетельствующих о жутком насилии в Дарфуре, международное общественное мнение остается равнодушным к этой трагедии.
После ужасного теракта в поселении Итамар возник спор, касающийся вопроса о том, следует ли обнародовать кадры жуткого убийства семьи Фогель Некоторые считают, что следует проявлять сдержанность. Другие убеждены в обратном. Опыт учит, что ничто не может сравниться с визуальным воздействием. Сдержанность, которую мы проявляем из уважения к памяти мертвых не только не способствует сохранению уважения к ним, но и приближает гибель новых жертв. Сдержанность способствует распространению зла, воспринимается в мире, как готовность принять свою участь. Как будто мы говорим: «Мы сами виноваты, так нам и надо, мы платим за свои грехи».