Если бы президентские выборы во Франции проходили сегодня, лидером голосования оказалась бы Марин Ле Пен (Marine Le Pen) – глава крайне правого Национального фронта. Впервые этот фюрер опережает действующего президента в опросах общественного мнения. И это серьезное предупреждение не только самим французам, но и соседям по Евросоюзу.
Хотя до выборов во Франции остается еще целый год, тенденция не может не тревожить остальные партии: за последние два месяца популярность Марин Ле Пен практически удвоилась. Это стало ясно в ходе недавно состоявшего опроса общественного мнения, проведенного институтом Harris Interactive по заказу издания Le Parisien. В нем приняли участие 1618 респондентов, большинство из которых высказались в пользу младшей дочери Жана-Мари Ле Пена (Jean-Marie Le Pen). Марин, «унаследовавшая» его Front National только в январе этого года, получила 23% голосов. Тем самым она оставила позади как социалистку Мартин Обри (Martine Aubry), так и действующего президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), не поднявшихся выше отметки 21%. А ведь еще в январе Ле Пен заметно проигрывала обоим.
Правда, организаторов опроса критиковали за то, что они не предложили участникам кандидатуру наиболее популярного во Франции представителя Социалистической партии Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn), который занимает сейчас пост председателя Мирового валютного фонда. Однако это никак не влияет на главные выводы исследования: популярность президента Саркози падает, в то время как у Марин Ле Пен – растет.
Ее успех базируется на прежней антиэмигрантской риторике. К сожалению, критические высказывания нового лидера Национального фронта ложатся на хорошо подготовленную почву. Марин, правда, избегает откровенно юдофобских отцовских выражений, однако ее жесткая позиция по отношению к 6-миллионной мусульманской прослойке во Франции ничуть не изменилась. Однажды она даже сравнила ее с немецкой оккупацией страны, а проблему африканских беженцев, плывущих к берегам Европы на всем, что способно хоть немного держаться на воде, предложила решать с помощью военно-морских сил. Кроме того, лидер Национального фронта выступает против единой европейской валюты и вообще против существования Евросоюза как такового.
42-летняя Марин имеет университетское юридическое образование и опыт работы адвокатом. В Национальный фронт, который со дня основания (почти 40 лет) возглавлял ее отец, она вступила в 1986 году в 18-летнем возрасте. Похоже, что теперь ее растущая популярность и энергия может вдохнуть в партию новую жизнь. Тем более что события в Северной Африке и очередная волна беженцев в Европу определенно добавят очков сторонникам Front National.
У самой Марин – трое детей, но очередной продолжательницей политической династии Ле Пенов станет, похоже, ее 19-летняя племянница Марион Марешаль-Ле Пен (Marion Marchal-Le Pen). Жану-Мари она приходится внучкой по линии дочери от первого брака. У нее уже есть даже некоторый опыт участия в муниципальных выборах в одном из пригородов Парижа. Что же касается Николя Саркози, то его активное политическое маневрирование пока что может быть зачтено ему скорее в пассив. Ведь экономический спад и 10-процентную безработицу ни на кого больше не свалишь. Хотя действующий президент официально еще не подтвердил своего намерения участвовать в выборах 2012 года, об этом свидетельствуют попытки Саркози склонить на свою сторону избирателей с откровенно правыми взглядами. Однако игра на чужом поле уже не приносит ему тех дивидендов, которые он сумел получить в 2007 году: запрет на мусульманскую женскую одежду и прочее завинчивание гаек вроде высылки цыган в его пользу просто не срабатывает.
Попытки Саркози говорить о проблемах миграции и интеграции встречают жесточайший отпор со стороны Марин Ле Пен. Каждое его предложение она заостряет и доводит до крайности, продолжая набирать очки избирателей. Если такая тенденция сохранится, то предстоящие выборы могут стать для Национального фронта самыми успешными в истории. Пока наивысшего результата добился в 2002 году Ле Пен-старший, который пробился во второй тур с 17% голосов, опередив социалиста Лионеля Жоспена (Lionel Jospin). И в конечном счете уступил тому, кому не зазорно было проиграть – политическому мастодонту Жаку Шираку (Jacques Chirac).