МОСКВА — В течение многих лет оппозиционные политики обвиняли московского мэра-долгожителя в том, что он правит беспорядочно разрастающейся империей коррупционного капитализма.
Его друзья разбогатели, а его жена и того богаче. Она, говорят, стала магнатом-миллиардером на сделках в сфере недвижимости, контролируя значительную часть застройки города.
Несмотря на все это, мэр Юрий Лужков и его жена все отрицали. Не то чтобы это не казалось важным. По г-ну Лужкову, близкому союзнику Кремля, никогда не проводилось расследований.
Но осенью прошлого года г-н Лужков попал в немилость и был уволен. И вдруг прокуроры, похоже, кругом стали находить коррупцию. Они изучают широкий круг знакомых г-на Лужкова, членов его семьи и сторонников. Одного за другим арестовывают его союзников.
Жена г-на Лужкова, Елена Батурина, живет за пределами России в течение нескольких месяцев, опасаясь ареста. Пока г-н Лужков, видимо, еще в Москве, демонстративно отказываясь покинуть страну, и едва ли не все отважные прокуроры готовы заняться им.
Прокуратура начала расследование бизнес-контрактов аж за последние 18 лет без объяснения, почему делает это только сейчас, после отстранения г-на Лужкова. Полиция допросила главу городского метро и шурина мэра.
В последнее время г-на Лужкова и г-жу Батурину обвинили в использовании подконтрольного городу «Банка Москвы» в качестве личного «смазочного фонда». Прокуроры говорят, что в 2009 году 449 миллионов долларов кредита, предназначенных для сделки с недвижимостью, оказались на личных счетах г-жи Батуриной.
Противники бывшего мэра приветствовали расследования, а власти говорят, что они просто наводят законный порядок в городе, который отчаянно нуждается в этом. Тем не менее, чистка показывает, как политическая лояльность в России часто обеспечивает защиту, а применение права используется для сведения счетов.
Их оппоненты утверждают, что г-ну Лужкову и г-же Батуриной хорошо известно, как работает система, они использовали ее для подавления противников и судебного преследования целого поколения независимых журналистов. Теперь, однако, они изображают себя жертвами несправедливой системы.
«Наше общество имеет свои законы, которые не являются демократическими», — заявил г-н Лужков оппозиционному журналу "New Times" вскоре после своего увольнения. В России сегодня, сказал он в ноябре театральной публике, «нет места для свободной прессы».
Г-жа Батурина в телефонном интервью из Нью-Йорка, где, как она сказала, временно пребывает в командировке, подтвердила эти высказывания и выразила возмущение по поводу следствия, которое разворачивается в Москве.
«Вместо того, чтобы ловить мелких жуликов, прокуроры пытаются расследовать мои деньги, — сказала г-жа Батурина. — Они искали шесть месяцев, а затем они обнаружили их на моем счету. Почему они искали так долго? Всем уже все об этом известно».
Президент Дмитрий Медведев уволил г-на Лужкова осенью прошлого года после того, как г-н Лужков опубликовал критическую статью о г-не Медведеве в правительственной газете. В довершение к публичной критике своего босса за то, что мэры Санкт-Петербурга и Москвы с 2004 года назначаются президентом, а не избираются.
Это решение, казалось, ставит под сомнение лояльность г-на Лужкова тому, что известно как правящий тандем Медведева и его премьер-министра Владимира Путина, которого многие считают более влиятельным из двух.
Достаточно скоро один за другим преданные Лужкову люди оказались под арестом или в изгнании, или перешли на другую сторону по мере того, как подробная информация о коррупционных сделках, о чем многие люди и так знали, стала всплывать на поверхность. Следственный комитет при Генпрокуратуре опроверг политическую подоплеку, в его заявлении говорится, что он собирался расследовать случаи коррупции в Москве еще раньше, до увольнения г-на Лужкова.
Один чиновник был обвинен во владении патентами на технику, используемую в метро, так что часть средств городских контрактов на строительство, которые он подписывал, возвращалась к нему в виде компенсации, сказал прокурор.
Следователи говорят, что схема заработала в 1999 году, однако, они обнаружили ее только недавно.
Прокуратура пересмотрела дело о разрушении крыши над детским бассейном в 2004 году, в результате чего погибли 28 человек. На этот раз они заметили, что здание могло быть в собственности г-жи Батуриной, которой, возможно, разрешили отступить от строительных норм и правил.
Прокуроры рассмотрели одну земельную сделку 1993 года, совершенную вскоре после того, как г-н Лужков вступил в должность.
В телефонном интервью из Нью-Йорка г-жа Батурина сказала: она ожидает, что будет следующей. Политически преданные сотрудники полиции сфабрикуют против нее уголовные дела, сказала она, добавив, что суды в Москве не обеспечат справедливое судебное разбирательство. Все ее неприятности с законом, по ее словам, произошли оттого, что «кто-то приказал».
Карьера г-жи Батуриной, бывшей фабричной работницы, является зеркальным отражением карьеры ее мужа. Она вышла замуж за г-на Лужкова в 1991 году, когда ей было 28 лет и она не была богата. В том же году она основала свою компанию «Интеко» и выиграла много муниципальных контрактов и разрешений на строительство в городе в последующие годы. В 2010 году Forbes оценил ее капитал в 2,9 миллиарда долларов. Она отрицала, что ее бизнес когда-либо пользовался особым вниманием со стороны мэра.
Политическая фортуна г-на Лужкова набирала обороты в 1990-х годах вплоть до того, как он решил баллотироваться на пост президента, от этой идеи он отказался, когда решил встать на сторону Путина и оказался одним из основателей правящей партии «Единая Россия». Теперь он говорит, что может присоединиться к политической оппозиции.
После своего изгнания г-н Лужков заявил, что он все время жаловался на душную атмосферу конформизма в «Единой России». «У нас нет дискуссии, дебатов, — сказал он в ноябре, выступая перед публикой в московском театре. - Мы всегда и во всем подчинены администрации».
В своем интервью г-жа Батурина признала, что она ранее не говорила публично о недостатках в работе судов, но сказала: в ее случае она уверена в том, что доказательства сфабрикованы.
Г-н Путин сначала сохранял нейтралитет в споре между г-ном Лужковым, своим союзником в минувшем десятилетии, и г-ном Медведевым, но позже сказал, что он одобряет изгнание мэра и разгрома в столице, который за тем последовал. В декабре в ходе телевизионного шоу вопросов-ответов г-на Путина спросили, не слишком ли суров новый мэр Сергей Собянин.
Путин ответил, что г-н Собянин «не суровый».
«Он приводит дела в порядок», — сказал премьер-министр.