На что способен прижатый к стенке Каддафи? Как проявит себя в качестве лидера военной операции импульсивный Саркози? По мнению Бернда Ригерта, в уравнении ливийской драмы слишком много неизвестных.
Международная коалиция, начавшая под предводительством Франции атаку на цели в Ливии, ввязывается в опасную авантюру. Несколькими точными ударами с воздуха войска ливийского лидера обезвредить не удастся. Они могут занять оборонительные позиции, если понадобится, могут выжидать неделями, могут осадить Бенгази или перекрыть подачу в город воды.
Муамар Каддафи контролирует 80 процентов территории Ливии и располагает всеми необходимыми ресурсами. Если коалиция не готова массированной атакой полностью уничтожить систему ПВО и авиацию Каддафи еще на земле, добиться фактического выполнения резолюции о бесполетной зоне будет просто невозможно.
Америка пассивна
В США желание идти до конца испытывают немногие. Президент Обама исключил участие наземных войск и сколько-нибудь затяжную операцию. Таким образом, абсолютно непонятной становится цель военных действий. Если речь идет о защите мирных жителей от Каддафи, то коалиции предстоит готовиться к многомесячной операции. У Каддафи полно времени, он может и переждать.
Военное вторжение имело бы смысл только в том случае, если бы его целью стало смещение режима Каддафи. Для этого необходимы точечные жесткие удары по правительственным зданиям в Триполи и местам предполагаемого нахождения ливийского лидера. Без смены режима у ситуации вряд ли существует стабильное и долгосрочное решение. Вот только смена режима в Ливии «не прикрыта» резолюцией Совбеза ООН, да и участники парижского Совещания по Ливии - по крайней мере публично - исключают этот вариант.
Жернова гражданской войны
Правило любой войны - начиная ее, надо знать, как и когда сможешь закончить. Коалиция, несмотря на уроки балканской войны и Ирака, а также фиаско в Сомали, попросту позволила втянуть себя в жернова гражданской войны. Чем это закончится, никто не знает.
Именно поэтому решение немецкого правительства не участвовать в военной операции – правильное. Даже если для принятие его пришлось пожертвовать европейским единством. Предоставить роль лидера операции французскому президенту Николя Саркози, на которого оказывается сильное внутриполитическое давление, не самая удачная мысль. Саркози склонен к импульсивным решениям.
Опасная авантюра
Если коалиции повезет, то ливийский лидер согласится сложить оружие и отдаст себя на милость ООН. Если не повезет, Каддафи, по сути своей непредсказуемый психопат, будет угрожать оружием массового поражения. Готовы ли Франция и Италия к тому, что прижатый к стенке Каддафи поднимет в воздух свои бомбардировщики, чтобы бомбить Неаполь или Марсель? А такие угрозы уже раздавались. Если операция приведет к большим жертвам среди мирного населения, общественное мнение как на Западе, так и в арабском мире быстро поменяется - против коалиции. В Ливии началась опасная авантюра с неясным исходом.