Тень Бориса Березовского снова бродит по России и Украине. По крайней мере, о некой роли «лондонского эмигранта» заговорили в свете недавних событий в Беларуси. На днях Александр Лукашенко нашел виноватых в кровавых событиях в Минске в декабре 2010 года. Оказывается, по версии «батьки», финансировал оппозиционную заворуху Запад, а деньги переводили через фонды на Украине, в Польше и Литве.
Не будем оценивать степень бредовости или правдоподобности подобных пассажей Лукашенко, но, учитывая репутацию финансиста разного рода революций на постсоветском пространстве, многие сразу же стали кивать в сторону Бориса Березовского. Мол, если кто и давал денег белорусской оппозиции, то это именно он. Ведь Борис Абрамович до сих пор не устает повторять, как он передавал деньги Ющенко и Тимошенко на оранжевую революцию и более за развитие демократии в странах СНГ.
- Борис Абрамович, недавно президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что оппозиционные выступления в Минске в декабре 2010 года финансировал Запад через фонды на Украине, Польше и Литве. Уже пошли слухи, что вы деньгами стимулировали белорусскую оппозицию. Можете подтвердить или опровергнуть эту информацию?
- Никакого финансового участия, ровно, как и другого, в событиях, происходящих в Беларуси, я не принимал. Белорусские протесты я не финансировал. В отличие от того, что я делал в Украине. В Украине я финансировал Ющенко и Тимошенко.
- Как вообще оцениваете политическую ситуацию в Беларуси?
- Ситуацию в Беларуси нельзя рассматривать вне контекста процессов, происходящих в мире. Несмотря на все разговоры, особенно на постсоветском пространстве, о несостоятельности демократии, я считаю, что события последних месяцев доказывают обратное. Подтверждается тезис, что демократия – это плохо, но лучше ничего не придумали. События последнего времени в Африке и на Ближнем Востоке лишь подтверждают справедливость этого тезиса. Раньше процессы разрушения авторитарных режимов случились на постсоветском процессов. Я считаю, что все страны, в том числе и Беларусь, проходят болезненный этап становления демократии. Безусловно, он проходит с массой ошибок и трудностей. Ведь демократия – это то, что в голове, а не то, что в политике. Но определенный вектор есть, и я уверен, что у Беларуси нет другого пути, как стать европейской и демократической страной.
- Вот вы утверждаете, что не помогали белорусской оппозиции финансово. Почему? Украине помогали, а Беларуси – нет…
- По двум причинам. Во-первых, потому что ко мне лично обращался Ющенко за помощью. А из белорусских оппозиционеров ко мне никто не обращался. Ни один человек.
Во-вторых, после того, что произошло в Украине, Киргизии, то, что происходит в Грузии, я убедился, что очень важно изменить ситуацию в центре постсоветского евразийского пространства – в самой России. Ведь Россия – это центр тяжести. Куда она склоняется, склоняется все постсоветское пространство. Как только в России власть сменилась на авторитарную, она стала прикладывать все усилия, чтобы установить вассальное положение всех стран постсоветского пространства. Включая Украину и Беларусь. Противостоять этому очень сложно, но возможно. Эта вторая причина, почему я не принимал участия в белорусских событиях декабря месяца.
- По вашему мнению, оппозиционная активность в Беларуси – это инспирация Запада или внутренние процессы в стране?
- По моему глубочайшему убеждению, это не внутренние силы в Беларуси привели к протестам. Это чисто российская провокация. Если мы посмотрим на последствия декабрьских событий, то в выигрыше оказалась только Россия. Считаю, что Запад занял абсолютно проституционную позицию по отношению к Беларуси. Три последние года Лукашенко показывал всеми своими действиями, что Беларусь хочет стать частью Запада. Запад блефовал и лицемерил, заигрывал с Россией. Фактически, Запад сам отдал Беларусь на съедение бандитскому российскому режиму. Ровно так же, как, с моей точки зрения, сдал Украину. Так что если и говорить о вине Лукашенко, то он в последнюю очередь виноват в том, что произошло в Беларуси в декабре 2010 года. А кто больше навредил этой стране – Россия или Запад – история еще покажет.
- Вы говорите о демократизации в мире, событиях в Африке и авторитаризме в России. А как оцените то, что Путин с Медведевым публично разошлись в оценке войны в Ливии. Это распад тандема Путин-Медведев или блеф?
- Я не верю ни в какие ссоры Путина и Медведева. Медведев для меня – это растение, которое ничего не решает. А Путин в моих глазах – агрессивное животное. Если есть столкновение между двумя точками зрения, то одну выражает группа, которая стоит за Медведевым, а вторую выражает группа бандитов и воров, стоящая за Путиным. Эта ситуация существует, но Медведев не фигурант процесса, он был и есть чистым растением, которое даже не понимает смысл того, что произносит. Уж если на то пошло, то, как раз вчерашние разные оценки происходящего в Ливии Медведева и Путина нашли свое специфическое развитие на федеральных каналах. Слова Путина вырезали, и получилось, что Медведев вякает в пустоту. Ведь в эфире не было слов того, против кого он возражает. То есть, федеральные каналы заняли пропутинскую позицию и решили его не подставлять. Мол, кто такой Медведев, чтобы критиковать Путина. Получилось, что Медведев на федеральных каналах критиковал пустоту.
- Учитывая ваши слова о том, что Россия пытается установить вассальные отношения с Украиной, что скажете о диалоге Януковича с российским руководством? Почему происходит охлаждение?
- Я считаю, что действия Януковича, несмотря на мое неприятие его как личности, определены узким коридором возможностей. Этот коридор задала еще предыдущая власть своим стремлением в Европу и к демократии. То, что делает Янукович, отражает интересы правящего класса в Украине – крупного капитала. А он заинтересован в сохранении независимости от России, в большей прозрачности власти и движении на Запад, а не на Восток. Конечно, эти интересы Президент защищает в ущерб стремлениям многих простых граждан, но, тем не менее, это лучше движения в сторону России. На примере Беларуси мы это видим.
- Существенно ли отличаются отношения между Януковичем-Путиным и Януковичем-Медведевым? Говорят, мол, Путин его презирает, а с Медведевым он даже на машине катался?
- Это вопрос к Януковичу. Я свечку не держал.