Запланированный к строительству гигантский российский газопровод «Южный поток» получил 21 марта мощную поддержку: немецкая компания Wintershall подписала предварительное соглашение о приобретении 15-процентной доли в этом проекте примерно за два миллиарда евро.
Эта новость стала большой удачей для России, продвигающей проект «Южный поток» в качестве конкурента альтернативному газопроводу Nabucco, который пользуется поддержкой Евросоюза. Проект Nabucco предусматривает сооружение 4000 километров трубопроводной инфраструктуры оценочной стоимостью 7,9 миллиарда евро. По этой трубе планируется со временем перекачивать через Турцию 31 миллиард кубометров газа в год – сначала азербайджанского, а потом центральноазиатского и даже ближневосточного. Из Турции трубопровод должен пойти на юго-восток Европы и далее на газораспределительный узел в Австрию, не пересекая российскую границу.
Россия пытается создать своеобразный трубопроводный трезубец, который будет обеспечивать большую часть западноевропейских газовых потребностей. Она уже использует трубопровод «Дружба», проходящий через Украину и доставляющий около 80% российского экспортного газа потребителям из ЕС. Но Украина - это весьма ненадежное транзитное государство для России, поскольку она уже несколько раз становилась причиной газовых споров, приводивших к перебоям с поставками. В связи с этим Москва строит два новых трубопровода, которые пойдут в обход Украины. Первый - это «Северный поток», прокладываемый по дну Балтийского моря. Через него север Германии будет напрямую связан с крупным газовым месторождением на северо-западе России. Второй – трубопровод «Южный поток» стоимостью 24 миллиарда евро, который, начиная с 2015 года, будет перекачивать до 63 миллиардов кубометров газа в год через территорию юго-восточной Европы.
Проблема заключается в нехватке газа для заполнения Nabucco и «Южного потока» и в недостаточном спросе на этот газ. Тот проект, который будет реализован первым, уничтожит конкурирующий с ним проект.
Споры по поводу двух проектов длятся уже много лет, причем каждая из сторон обвиняет другую в отсутствии практического здравого смысла. Судьба Nabucco зависит от Азербайджана, который должен отдать предпочтение именно ему, а не двум другим европейским трубопроводам-конкурентам. Nabucco должен забирать газ в объеме около 10 миллиардов кубометров со второй очереди крупного азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз. В перспективе и Туркмения предлагает свой газ для заполнения трубы «под завязку».
В апреле Азербайджан должен был принять решение о том, куда будет подаваться газ с Шах-Дениза: на Nabucco, на соединительный трубопровод Турция-Греция-Италия (ITGI) или на Трансадриатический трубопровод (TAP). Но 4 марта агентство Dow Jones со ссылкой на неназванные источники сообщило, что принятие решения о выборе трубопровода перенесено с первой на вторую половину текущего года. В сообщении говорится, что консорциум компаний, стоящих за Шах-Денизом, в том числе, BP, Statoil и азербайджанская ГНКАР, обнаружили, что переговоры с соперничающими в борьбе за газ трубопроводными организациями оказались «неожиданно сложными». Аналитики подозревают, что принятие решения было отложено из-за давления со стороны ЕС, который хочет, чтобы к проекту присоединились и туркмены.
Поддержка Германии
Вступив в консорциум по строительству «Южного потока», компания Wintershall, которой также принадлежит 20% акций в российском трубопроводе «Северный поток», дала новый толчок этому проекту. Эта новость появилась после многочисленных сообщений о том, что «Южный поток» отправляется на свалку истории.
Премьер-министр Владимир Путин предложил построить несколько новых предприятий по сжижению природного газа, чтобы перевозить его через Черное море. В таком случае вообще отпала бы необходимость строительства трубопроводов, поскольку сжиженный газ можно закачивать в специальные суда.
Сделка с Wintershall, входящей в гигантский промышленный конгломерат BASF, говорит о том, что идея с СПГ была просто отвлекающим маневром. Очевидно, руководитель Газпрома Алексей Миллер хотел устранить все сомнения, когда заявил на церемонии подписания: «Это означает, что проект «Южный поток» дело решенное, и что Газпром еще на многие десятилетия останется поставщиком газа в Европу. Сжиженный природный газ можно рассматривать лишь в качестве дополнительного варианта». Эти слова Миллера приводит агентство AFP.
А Путин высоко отозвался о сделке с Wintershall, сказав, что участие немецкой компании в проекте - это «сигнал к стабильности» на энергетическом рынке. «Это серьезное событие и очень важное с учетом тех процессов, которые происходят сегодня на международных энергетических рынках, - заявил он, не преминув сделать выпад в сторону Nabucco. – У Газпрома есть рынки и, что самое важное, есть объемы».