Латвии не нужно проявлять особой инициативы по вовлечению своих военных сил для решения ливийского военного конфликта: если остаться в стороне, это не приведет к недовольству западных союзников, и, во-вторых, у нас вовсе нет возможности участвовать в бомбардировках с воздуха, отметили опрошенные Diena эксперты в сфере внешней политики. «Миссия [в Ливии] авторизована резолюцией Совета безопасности ООН, но это не миссия Европейского союза или НАТО, поэтому нам действительно никуда не нужно спешить. Главное – не чинить препятствий», - подчеркнул политолог Томс Ростокс.
Франция, Великобритания, США и другие страны в субботу начали воздушные налеты на лояльные диктатору Ливии Муаммару Каддафи силы, которые пытались занять находящиеся под контролем повстанцев территории. Поддержку действиям международной коалиции выразил министр иностранных дел Гиртс Валдис Кристовскис («Единство). Пока военное участие западных союзников происходит только в виде налетов, против наземных операций иностранных войск возражают и сами повстанцы. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс («Единство») в передаче телеканала LNT «900 sekundes» сказал, что вовлечение Латвии в этот конфликт может быть, скорее, «символическим и моральным» как страны-члена НАТО после принятия единого решения альянса.
«Более чем ясно, что никаких финансовых вложений в решение ливийского конфликта Латвия осуществить не может, поэтому сказанное министром весьма обоснованно», - отметила эксперт в сфере внешней политики Жанета Озолиня. Она считает, что если наша страна останется в стороне, то это не вызовет никаких негативных последствий в отношениях с Западом, потому что мы достаточно демонстрировали свою позицию, участвуя в операциях в Ираке и в Афганистане. Аналогичного мнения придерживается и Ростокс. Он пояснил, что «для Латвии и соучастие в миссии в Афганистане с финансовой точки зрения большая нагрузка, поэтому брать на себя какую-то дополнительную ответственность было бы очень сложно».
В свою очередь, эксперт в сфере внешней политики депутат Сейма Атис Леиньш («Единство») указал, что у Латвии физически нет возможностей принять участие в происходящем. «Что же мы дадим? У нас есть только солдаты, а солдат Запад посылать не будет. Мы так далеко отстали от того, что есть у британцев, французов и американцев, что и близко с ними не стоим. Вообще это достойно сожаления, где мы находимся через двадцать лет независимости», - сурово оценивает Леиньш военный потенциал Латвии.
Единственно политолог Карлис Даукштс возражает и против выраженной сейчас поддержки операций в Ливии: по его мнению, мы слишком усердно следуем примеру США, а, скорее, в публичной риторике нужно было бы присоединиться к позиции Германии и Польши, которые более сдержанно настроены по отношению к этой операции. «В Латвии в политической среде не надо бежать впереди поезда. Ливийские события так быстро не закончатся, а пока происходит консолидация арабского национализма, когда Европа воспринимается, как напавший на арабский мир. Это очень опасный поворот, который может иметь далекоидущие последствия», - предупреждает политолог.
Перевод: Лариса Дереча