Всего в паре часов от Москвы есть место, где в одной точке орбиты сходятся реальность и фантастика. Дорога в названный совсем уж по-космически Звездный городок проходит через лес и ничем не напоминает эру высоких технологий. Но, как и у других космических туристов до тебя, трепет вызывает уже то, что ты приближаешься к страшно засекреченному в былые времена Научно-исследовательскому испытательному центру подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.
Когда распался Советский Союз и начались преобразования в России, такие же перипетии судьбы пережила и священная когда-то космическая программа. Руководство программой военные передали гражданской научной организации с названием «Роскосмос». Бюджет резко сократили, и космические просторы стали, наконец, доступны для ищущих приключений туристов. Под словом «турист» я подразумеваю миллиардеров, которые могут себе позволить входной билет стоимостью от 20 до 30 миллионов долларов. Именно здесь проходил подготовку основатель Цирка Солнца Ги Лалиберте (Guy Laliberté), чтобы получить шанс всей жизни и полететь в космос, будучи пристегнутым ремнями к ракете с 40 тоннами ракетного топлива.
Приземистые здания из кирпича видали и лучшие дни. Сквозь бетонные тротуары пробиваются сорняки, краска облупилась, за кустами никто не ухаживает. Мой гид Марина это одна из нескольких сотен сотрудников, оставшихся в Звездном городке, где когда-то работали тысячи людей. Чувствуется, что ей немного неудобно, будто она сама нуждается в починке и покраске. Внутри здания я смотрю на горделивые фотографии знаменитых космонавтов – советских героев с пышными усами и аккуратными прическами. Меня ведут в зал, где находится точная копия пассажирского отсека ракеты «Союз», созданной в 1960-е годы и до сих пор являющейся самым надежным средством для отправки человека в космос. Высота капсулы с маленьким круглым входом семь метров. Это тесная и темная кабина, как пуля летящая сквозь космическое пространство. Совсем не похоже на космолеты из «Звездного пути». Кнопки и рукоятки «Союза» как будто сняли с какого-то древнего факса.
Один-единственный пуск стоит умопомрачительных денег – 400 миллионов долларов, и Марина объясняет, что билет за 30 миллионов это только стоимость кресла в корабле. Но космические туристы летят не на увеселительную прогулку. Они должны провести в центре подготовки до одного года, изучая теоретические основы и инженерное дело, а также готовясь преодолевать невероятные физические и психологические нагрузки. «В Америке они просто принимают таблетки», - говорит Марина, и в ее словах слышны отголоски былого духа космического соперничества.
Будучи туристом на день, я не имею возможности пользоваться тренажерами, в том числе, легендарной «рвотной кометой». Это симулятор невесомости в форме большого самолета, который движется по спирали. Будь у меня пара тысяч долларов, я мог бы покататься в самой большой и самой мощной в мире центрифуге. Человеческое тело начинает разрушаться при длительной перегрузке свыше 10 G. А эта машина может создавать перегрузки в 30 G, при которых ломаются кости. Я с радостью иду дальше – в гидролабораторию. Это большой бассейн, наполненный 12 тоннами воды. Здесь начинающие космонавты учатся перемещаться в пространстве.
Там стоит витрина, где выставлены различные приспособления и удобства для космической жизни: туалетные принадлежности, еда в тюбиках и, конечно же, прекрасная русская икра. Если ты записался в космические туристы, то перед следующим тренировочным креслом тебе лучше ничего не есть. Оно крутится настолько быстро, что занявший его человек гарантированно похвастается съеденным борщом. Глядя на все эти страхи, я задаю себе вопрос: а знали ли туристы-миллиардеры, во что вляпались? Но, по крайней мере, они могут по достоинству оценить стокилограммовый космический скафандр с позолоченным шлемом, защищающим космонавта от солнечного тепла.
Ракетостроение, может, и привлекает к себе самые лучшие и яркие умы, но механика это по-прежнему болты и гайки. Здесь нет никаких футуристических плазменных пистолетов и энергетических магнитных лучей. В следующем зале находится макет легендарной космической станции «Мир» в натуральную величину, который до сих пор используется для тренировок. Конструкция станции напоминает настоящий лабиринт. «Мир» на протяжении 12 лет находился на орбите и был домом для сменных экипажей из трех человек. А потом его затопили в Тихом океане, и ему на смену пришла Международная космическая станция (МКС). Бродя вокруг станции и видя ее иллюминаторы, изоляцию для герметизации воздуховодов, торчащие провода и переключатели, я понимаю, что научная фантастика это на самом деле – ну просто фантастика!
Энтузиасты космического туризма могут уже сейчас разбивать свои копилки и звонить в компанию Space Adventures, которая с 2013 года возобновляет платные полеты в космос на «Союзе». Либо же вы можете купить билет в космос за 200000 долларов в компании Virgin Galactic в Нью-Мексико. 400 человек уже сделали это. Полеты планируется начать в 2012 году, и глава холдинга Virgin Group сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) считает, что со временем цены на билеты снизятся до каких-то 20000 долларов. Мне кажется, это почти даром за суборбитальный космический полет. Тем временем, Hilton International объявила о планах использования топливных баков космических челноков «шатл» для создания орбитального отеля. А основанная мотельным магнатом Bigelow Aerospace с той же целью разрабатывает складные модули космической станции.
Мне казалось, что я попаду в музей или парк аттракционов, но Звездный городок предприятие серьезное, находящееся на переднем крае науки и живущее в эпоху космического туризма. Когда меня вели по центру подготовки, возникало впечатление, что ты идешь вдоль конвейера на заводе Форда, где собирали его знаменитую модель Т. Неужели эти странные и бренчащие машины могут нас куда-то запустить? Надо проверить лет через сто. Вполне возможно, что ответом на этот вопрос станет «в бесконечность и даже дальше».