- Г-н Хакура, на днях премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган побывал в Москве. Как вы охарактеризуете нынешний уровень отношений между Россией и Турцией и чем вы его объясняете?
- Отношения между Россией и Турцией находятся на стратегическом уровне. Это обусловлено тем обстоятельством, что Россия является поставщиком 40% объема природного газа Турции. Более того, Россия является крупнейшим торговым партнером Турции. Это партнерство приносит Турции миллиардные доходы в долларах. Обе страны сотрудничают в сфере промышленности, в последнее время сняли визовые ограничения и т.д.
- На ваш взгляд, какое влияние может иметь сотрудничество этих двух стран в вопросе Южного Кавказа, в частности, на нагорно-карабахский конфликт?
- Турция пытается оказать давление на Россию и вмешаться в процесс урегулирования нагорно-карабахский конфликта. Несмотря на активное сотрудничество России и Турции, тем не менее, в политике этих двух стран существуют много различий, например, тот факт, что Россия поддерживает Кипр.
- Если мы примем во внимание то, что переговорный процесс по Нагорному Карабаху вошел в активную фазу, каким в данном случае будет это влияние на урегулирование конфликта?
- Я думаю, что переговорный процесс, в частности Минская группа ОБСЕ, не связана с российско-турецкими отношениями, с их углублением, мы не видели его влияния на процесс урегулирования конфликта, так как Армения отказывается от какого-либо вмешательства со стороны Турции в данном процессе. В то же время, у Турции нет каких-либо дипломатических отношений с Арменией, что также снижает возможность участия Турции в этом вопросе.
- Очевидно, что Россия взяла на себя очень важную роль в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Создается впечатление, что Франция и США также примирились с мыслью о том, что Россия заняла ведущую позицию в этом процессе. Не думаете ли вы, что российско-турецкие отношения, тем не менее, могут существенно повлиять на российские настроения?
- Отношения Турции с Россией могут иметь важную роль в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также в вопросе решения других проблем Южного Кавказа. Но все же, я думаю, что регион и его проблемы не имеют ничего общего с русско-турецкими отношениями. Турция рада, что развивает отношения с Россией, однако, также понимает, что по-прежнему будут много разногласий между двумя странами вокруг таких вопросов как, например, Нагорный Карабах и Кипр.
- Считаете ли вы, что Турция может повлиять на российско-азербайджанские отношения?
- У Турции очень хорошие отношения с Азербайджаном, но Азербайджан тоже тесно сотрудничает с Россией. На данном этапе Россия и Турция конкурируют в вопросе энергетических маршрутов. Но я думаю, что Турция смирилась с доминирующей ролью России в регионе. На самом деле, Турция не может ослабить роль России в регионе. Турция понимает, что роль России в Центральной Азии и на Южном Кавказе является решающей, что было доказано в 2008 году, когда российские войска вторглись в Грузию. Турция не может конкурировать с Россией в этом регионе.
- Как вы думаете, сможет ли российский «Южный поток» победить Nabucco?
- Эти два газопроводных маршрута пока являются лишь проектами. Nabucco, кажется, не продвигается, а «Южный поток» является очень дорогим проектом. Сейчас возникли разногласия между Азербайджаном и Турцией насчет стоимости газа и других подобных вопросов, следовательно, вопрос газопроводов пока остается неопределенным.