НАТО продолжает раздумывать, как забрать у США военную операцию в Ливии, однако теперь все очевиднее становится то, что сами европейцы не договорились друг с другом насчет того, что и как следует делать в Ливии.
Главная проблема европейцев, прежде всего, состоит в том, что все они начали интервенцию в Ливии по разным причинам. Единственное, что объединяет европейские страны в Ливии это то, что их изначальная реакция на «арабскую весну», продемократические революции, была достаточно пассивной, и потому военное вмешательство в Ливии это некий способ компенсировать изначально прохладный ответ.
Во Франции присутствует и другой фактор: президент Франции Николя Саркози довольно непопулярен, но при этом он набирает популярность всякий раз, когда принимает активное участие в иностранных делах. В 2008 году во время Грузинской войны он выступил посредником на мирных переговорах между Россией и Грузией, а также повел себя схожим образом сразу после финансового кризиса, когда призвал к заключению новых Бреттон-Вудских соглашений. Эти маневры действительно способствуют его популярности во Франции.
Изначально неумелый ответ на беспорядки в Ливии, и в особенности вопросы эвакуации граждан Британии, частично явились причиной того, почему текущее правительство выступало за агрессивные действия в Ливии. Однако у Франции и Великобритании, двух европейских стран, которые выступили самими ярыми сторонниками вооруженного вмешательства в Ливии, есть и у каждой свои причины.
Для Британии это связано с энергетикой и, в частности, с тем фактом, что вследствие аварии в Мексиканском заливе BP теперь настроена на поиск новых месторождений.
А что касается Франции, дело связано с внутриевропейской политикой и тем, что она хочет показать Германии и остальной Европе, что Франция все еще играет роль и имеет значение, что Франция по-прежнему является ключевым лидером в Европе, когда речь заходит о военных и внешнеполитических делах.
Сейчас проблема интервенции европейцев в Ливии заключается в том, что позиция руководства Франции и позиция руководства Великобритании поставили их в лагерь государств, которые хотят быть более агрессивными в Ливии на земле, в частности, выступают за авиаудары по ливийским сухопутным войскам. Однако другие европейские страны, в особенности Италия, но также и Нидерланды и Норвегия, намного более скептично относятся к полезности ударов по наземным целям, и они хотят, чтобы европейская миссия в Ливии ограничилась лишь обеспечением бесполетной зоны.
Это ключевое разногласие, потому что оно означает, что теперь непонятно, как могут США передать контроль над операцией европейцам, если они все имеют различные точки зрения о том, как следует вести себя на ливийской земле.