Николя Саркози повторил в четверг вечером, что решать «политическую судьбу» полковника Каддафи и его страны должна не коалиция.
Ливийцы, а не международная коалиция, чьи самолеты с 19 марта пришли на помощь ливийской оппозиции, должны определить, что делать с Муаммаром Каддафи, заявил накануне Николя Саркози. После рабочей встречи глав государств и правительств ЕС французский президент объявил, что к коалиции, возглавляемой США, Францией и Великобританией, решили присоединиться ОАЭ.
«В 22.30 я беседовал с наследным принцем ОАЭ, который сказал, что Эмираты приняли решение усилить позиции коалиции своими 12 самолетами», - заявил он во время пресс-конференции. Он подчеркнул, что Эмираты вслед за Катаром, который направил в Ливию шесть самолетов, стали второй арабской страной, объявившей об полноценном участии в операциях коалиции. Николя Саркози напомнил, что резолюция 1973 СБ ООН санкционировала силовое вторжение лишь для защиты гражданского населения Ливии от сил, подконтрольных Муаммару Каддафи.
Будущее Ливии – это проблема ливийцев
«Если Каддафи уличат в преступлениях против человечества, то его действия подпадают под юрисдикцию международного уголовного суда (…), но не нам решать, каким должно быть будущее ливийское правительство и какое политическое будущее ждет Каддафи», - отметил он в ходе пресс-конференции. «Будущее Ливии, политический выбор Ливии, включая то, что они решат сделать с Каддафи и его фанатиками, это проблема ливийцев, а не наша», - добавил глава французского государства.
Ливийский кризис и обстановка в других странах, таких как Сирия и Йемен, обсуждалась на заседании Европейского совета в четверг вечером. Николя Саркози выступил в защиту авиаударов, ведущихся коалицией, несмотря на нескрываемое неодобрение таких стран, как Германия, которая 17 марта в ходе голосования по резолюции 1973 воздержалась. По его мнению, авиаудары помогли разжать тиски сил Муаммара Каддафи, сомкнувшиеся над бастионами оппозиции. В декларации, принятой в четверг вечером, Европейский совет поддерживает эту интервенцию, но вместе с тем накладывает на нее ряд ограничений.
«Как только гражданскому населению ничего не будет угрожать и цели резолюции СБ ООН 1973 будут достигнуты, военная операция будет прекращена», - говорится в тексте. Европейский совет вновь потребовал от Муаммара Каддафи «немедленно» сложить с себя полномочия, чтобы Ливия оперативно и упорядоченно смогла перейти в демократический стан. В тексте выражается готовность помочь в установлении как можно более широкого диалога между ливийцами, включая национальный переходный совет, который сформировали повстанцы. «Мы в Ливии не для того, чтобы устроить революцию вместо самих ливийцев или решить политические проблемы, с которыми необходимо разбираться самим ливийцам», - добавил Николя Саркози.
Политическая координация на уровне коалиции
По его мнению, координация коалиции должна остаться «сугубо политической» - на фоне присоединения второго арабского государства, в то время как другие страны выступают за главенство в операции атлантического альянса. Подобную позицию заняла Турция , единственная мусульманская страна-член НАТО. В четверг власти Турции объявили о принципиальном согласии на передачу командования операцией альянсу. Генсек организации Андерс фог Расмуссен заявил в свою очередь, что страны НАТО поддерживают создание бесполетной зоны, однако переговоры продолжаются.
Николя Саркози, однако же, считает, что роль НАТО должна быть чисто технической и операционной, в частности, организация должна выполнять роль посредника при генштабе близ Неаполя, чтобы координировать военные действия. «Но политическая координация будет осуществляться на уровне коалиции», не все участники которой являются членами НАТО, объяснил французский президент, напомнив, что подобный шаг согласован с американским президентом Бараком Обамой и британским премьером Дэвидом Кэмероном. Он подчеркнул, что против участия в операции Турции нет ни единого возражения.