Сегодня, как и во времена холодной войны, противостояние между державами мирового значения вновь выливается в военные конфликты на нищей периферии, в странах так называемого Третьего мира. Здесь оно принимает свои наиболее жестокие и кровавые формы. И если раньше речь шла о борьбе между Востоком и Западом, между «коммунизмом и демократией», то, с исчезновением социалистического лагеря (в первую очередь, СССР), игра стала гораздо более многоплановой и включает в себя целый ряд сил, стремящихся к мировому владычеству. К вчерашним противникам, не переставшим быть ими на практике, добавляются новые, которых, впрочем, интересует все то же: источники сырья, передел зон влияния, установление контроля над рынками и стратегическими коридорами, создание военных баз, воздействие на «дружественные» правительства и, в случае стран Запада, уже ставшее классическим проявлением колониальной политики насильственное навязывание своих ценностей и подчинение периферийных обществ новому мировому порядку, достигаемое, порой, ценой полного уничтожения целых культур (в том числе, при помощи геноцида) во имя «прогресса человечества».
Борьба за мировое владычество является подоплекой всех современных войн, спонтанных и подготовленных вооруженных восстаний, свержений неподконтрольных правительств и вышедших в тираж тиранов, и сопровождается растущей политической и социальной нестабильностью, характерной для всех бедных и зависимых стран Третьего мира. Конечно, у каждого конфликта есть и свои внутренние причины, и было бы глупо сводить все к воздействию третьих сил. Однако столь же наивно полагать, что самые могущественные державы нашей планеты, стремясь подчинить себе все остальные страны, будут с уважением относиться к праву на суверенитет и самоопределение, равно как и верить в бескорыстное стремление обеспечить соблюдение международного законодательства и готовность проведения «миротворческих» операций из чистого гуманизма и желания распространить демократию по всему миру. Даже слепцу понятно, что демагогия международной политики супердержав является не более чем циничным прикрытием для агрессии, вторжения, эмбарго и прочих силовых мер, не имеющих ничего общего с эфемерным и никогда не практиковавшимся «международным правом». И нет ничего удивительного, что на смену международным нормам и соглашениям вновь приходит дипломатия канонерок. И хотя отдельные правительства все еще пытаются прибегать к риторике об уважении и толерантности, с каждым днем становится все понятнее, что бал снова правит извечное право сильного.
Современные войны очень выгодны для того, кто их начинает. Оборонная промышленность, существующая не только в США, но именно в этой стране достигшая максимального своего развития, получает гарантированные барыши вне зависимости от результатов конфликта. Неважно, будь то уничтожение Ирака, проигранная битва за Афганистан, трясина Пакистана, бомба с часовым механизмом Палестины, безнадежная борьба с герильей в Колумбии или сегодняшняя агрессия против Ливии – оборонная промышленность остается в выигрыше и сразу же начинает искать возможности завязать новые конфликты и обострить противоречия, пусть даже внутри своей собственной страны. Война, как и раньше, остается надежным средством выхода из кризиса для капиталистических стран, срабатывающим «по умолчанию», вне зависимости от сопряженных с ней рисков.
Конечно, не только оборонная промышленность наживается на войне. Выгоду в среднесрочной и долгосрочной перспективе получает вся правящая верхушка страны-агрессора. После боевых действий приходит время оккупации, разграбления и – как же иначе – «восстановления». Время пожинать основные плоды войны, задача которой состоит в том, чтобы взять под контроль природные ресурсы раздавленного противника и получать их по минимальной цене и на наилучших условиях.
Серьезным недостатком этой стратегии нового колониализма остается, как и раньше, отсутствие гармонии и доверия между вовлеченными в нее заинтересованными державами. Неизбежные трения приводят к открытой конфронтации с непредсказуемыми последствиями. Так, сегодня США является одной из великих держав, стремящихся к мировому владычеству при поддержке своего неудобного, но необходимого на данном этапе младшего брата Европы. При этом на сцене остается Россия, которая, несмотря на временные трудности, по-прежнему обладает большим потенциалом и, об этом нельзя забывать, внушительным ядерным арсеналом. Кроме того, с колен поднимаются новые экономики: Бразилия, Индия и Китай, которые также ищут мирового господства и располагают всем необходимым, чтобы добиться его. Многие аналитики считают, что США уже прошли пик своего могущества и движутся вниз, в то время как Китай находится на подъеме и готовится стать первой экономикой. Таким образом, мы имеем все условия для многополюсного противостояния, которое легко может перерасти в военный конфликт. Это заставляет думать, что вместо эры мира и понимания нас ждет новая и самая страшная из мировых войн, значительно превосходящая по масштабам войны прошлого века. Стратегия переноса противостояния между державами на периферию имеет свои ограничения. Сдавливание военного кольца США вокруг Китая и стратегия озлобления и расчленения России обязательно перерастут в прямую конфронтацию с непредсказуемым исходом, это лишь вопрос времени.
Напряженность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна может казаться не столь острой, как в Азии и Африке, но она все равно есть. Бразилия раздражает США, которые вынуждены мириться с присутствием Китая, России, Японии и Европы в регионе, который они традиционно считали своим. На карту поставлено слишком много ресурсов, слишком много социальных и политических процессов можно использовать в качестве предлога для военного вторжения. И снова, прежде чем напрямую столкнуться с Бразилией, Европа и США стараются ослабить ее периферийными конфликтами, помешать процессу интеграции и максимально препятствовать установлению отношений с Китаем, постепенно вытесняющим США с ключевых позиций в регионе. Не забывает США и давить всеми силами Кубу и расправляться с революционными настроениями. Но пока что регион, в целом, выигрывает от того, что западные державы больше увлечены противостоянием на других фронтах.
На фоне общей нестабильности решающую роль приобретают народные движения. Социальные выступления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, революции в арабских странах, националистические столкновения в Азии и растущее недовольство среди городского населения таят в себе огромный потенциал и способны предотвратить войну и подарить человечеству шанс на обновление. Война нередко перерастает в революцию, а революция часто останавливает безумие войны.