Продолжается череда арабских революций, каждая из которых приводит к разным результатам. Народные волнения возникают то в одной стране, то в другой, не следуя какому-либо определенному географическому принципу. Массовые восстания произошли начала на севере Африки, затем на востоке африканского континента, время от времени наблюдаются протесты в странах Персидского залива. Все началось в Тунисе, после этого произошли события в Египте, а теперь мы следим за ситуацией в Ливии, Йемене и Сирии и ожидаем развязки этих событий. Посмотрим, что произойдет дальше.
События в арабских странах разворачиваются с неестественно высокой скоростью, и наблюдателям становится все сложнее предугадать, какими будут их итоги. Судя по существующим предпосылкам, нынешняя ситуация осложнится, так как народные восстания в арабских странах ускоряют свои темпы и принимают опасную форму, тем самым угрожая нынешнему положению дел, а вместе с ним и правящим режимам данных стран.
Ливия, Йемен и Сирия, по ожиданиям наблюдателей, в первую очередь претендуют на смену руководства. Однако сложно предсказать, по какому сценарию будут развиваться события в трех государствах, в которых неминуемо произойдут перемены.
И тут возникает вопрос: кто покинет свой пост первым?
Конец режима Каддафи - уже почти решенный вопрос; это стало ясно после того, как международное сообщество утвердилось в мнении, что ливийский кровопролитный режим утратил легитимность. Но Каддафи не уйдет со своего поста сразу, несмотря на международную военно-воздушную операцию, направленную против Ливии, и какое-то время останется у власти.
Судя по всем признакам, Каддафи вряд ли будет третьим национальным лидером, который покинет свой пост вслед за Бен Али, президентом Туниса, и Мубараком, президентом Египта. Президент Йемена Али Абдалла Салех - еще один лидер, который, вместе с Каддафи, вероятнее всего лишится должности. Это стало особенно ясно после того, как в рядах военных возникли разногласия относительно правомерности такого жестокого обращения с демонстрантами - ведь в итоге действия армии привели к гибели людей и сотням раненых.
Ситуация в Йемене носит взрывоопасный характер. В стране возможны любые варианты развития событий из-за того, что оппозиция и революционеры отвергли план по посредничеству, который выдвинули саудовская и йеменская стороны для достижения консенсуса с президентом, который хочет остаться на своем посту до парламентских выборов в январе. Этот отказ символизирует реальную угрозу возникновения гражданской войны. Обстановка в стране накаляется, республиканская гвардия мобилизована и рассредоточена в столице страны и в ряде провинций. Происходит это на фоне перехода сотен генералов, офицеров и дипломатов на сторону протестующих на главной площади столицы перед университетом Саны. В свете этих настроений решение – за протестующей на площадях молодежью, а у инициатив и призывов к диалогу возможности слабы и ограничены. События быстро идут к решающему концу на фоне сложных и запутанных отношений между племенами, армией и оппозиционными партиями.
Возникает вопрос - могут ли государства Персидского залива сыграть решающую роль и выдвинуть инициативу, которая предотвратит развал Йемена и начало вооруженного конфликта в стране. Второй вопрос - можно ли как-то повлиять на стороны конфликта с тем, чтобы урегулировать ситуацию?
Таковы события в Ливии и Йемене. Ситуация в Сирии мало чем отличается от вышеописанных, особенно после того, как сирийский кризис усугубился в результате подавления выступлений протестующих в городе Дараа сотрудниками органов госбезопасности и вооруженных сил. Было убито от 6 до 12 демонстрантов (по некоторым оценкам, до сотни человек), вдобавок к сотням раненых, которыми переполнены больницы. Как же радуются чиновники, что их сограждане заснули вечным сном из-за насилия и теперь не могут рассказать о коррупции и подавлении мирных протестов!
Таким образом, без ответа остается вопрос о том, кто будет третьим в списке ушедших с поста… Невозможно предсказать, что случится даже в ближайшие часы! Но вот что можно сказать: современный мудрый арабский лидер должен вовремя принимать реальные реформы, отвечающие требованиям народа. Возможно, главной из них является отказ от ограничений, наложенных режимом, и наказание тех, от кого пострадал арабский народ за прошедшие десятилетия.