Контролируемая Кремлем нефтяная компания «Роснефть» уверяет, что она намерена осуществить свою спорную сделку с BP, заблокированную стокгольмским судом.
Глава совета директоров «Роснефти» и российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что он рассчитывает, что проект все-таки будет воплощен в жизнь, добавив, что суд лишь продлил на две недели существующий временный запрет. Он также пригрозил, потребовать возмещения всех убытков, которые «Роснефть» понесла из-за иска поданного российскими олигархами из консорциума AAR - партнера BP.
AAR пытается блокировать соглашение между BP и «Роснефтью», по условиям которого компании собираются обменяться акциями на сумму 16 миллиардов долларов и сформировать совместное предприятие по разведке нефти в Арктике. Консорциум, которому принадлежит половина ТНК-BP - российского совместного предприятия BP, - утверждает что сделка с «Роснефтью» нарушает договоренности, согласно которым британская компания должна сначала предлагать все свои российские проекты ТНК-BP. В четверг суд в Стокгольме решил сохранить в силе временный запрет, наложенный на сделку лондонским Высоким судом .
«Суд продлил запрет до 7 апреля, а не заблокировал [сделку]. Надо дождаться решения суда», - заявил журналистам Сечин. Его слова идут вразрез с мнением других сторон, считающих вынесенное на этой неделе решение суда окончательным. «Освоение Арктики в любом случае будет продолжено. ВР нас устраивает как партнер», - добавил вице-премьер.
Сечин также предупредил, что «Роснефь» может потребовать компенсацию за убытки, связанные с приостановкой сделки: «Компания взвесит, по чьей вине происходит срыв реализации соглашения. Там определенные убытки уже идут. Партнеры об этом знают. Компания будет реагировать соответствующим образом».
BP пообещала, насколько это возможно, спасти сделку с «Роснефтью», заявив, что она будет добиваться разрешения на то, чтобы в любом случае обменяться акциями с российской компанией, раз проект совместного предприятия сорвался.
Стэн Половец (Stan Polovets), главный управляющий директор AAR, выступает против сведения сделки между BP и «Роснефтью» к прямому обмену акциями. По его словам, решение суда ясно запрещает BP «осуществлять любой из элементов своего стратегического соглашения с “ Роснефтью”, включая обмен акциями». Он считает, что попытка создать совместное предприятие «повредила репутации BP в России».
Ожидается, что помимо попыток обменяться акциями BP будет стремиться организовать переговоры с участием «Роснефти» и ТНК-BP, чтобы стороны могли попробовать прийти к взаимно приемлемым договоренностям, которые позволили бы ТНК-BP принять участие в проекте.
Срыв сделки привлек внимание прессы к главе BP Бобу Дадли (Bob Dudley), который объявил о соглашении с «Роснефтью» на пресс-конференции в январе – вскоре после своего вступления в должность. Он тогда представил проект, как важное событие, которое должно помочь BP начать восстанавливаться после катастрофы на платформе Deepwater Horizon.
«С учетом того, каким трудным был его [Дадли] прошлый российский опыт, ему следовало бы лучше понимать, как непросто бывает работать в России», - отмечает аналитик Arbuthnot Securities Дуги Янгсон (Dougie Youngson).
Дадли имел возможность изнутри ознакомиться с тем, как работают ТНК-BP и российская нефтяная отрасль в целом. Ранее он возглавлял ТНК-BP, однако был вынужден покинуть Россию после конфликта с партнерами-олигархами.
Нефтяной аналитик московского отделения UniCredit Артем Кончин считает, что «акции BP упали не из-за уменьшившихся перспектив роста, но из-за того, что многие восприняли ее решение как просчет».
Между тем блокирование сделки одобрили экологи.
Джеймс Марриотт (James Marriott) из отслеживающего деятельность нефтяных компаний общества Platform заявил: «Хорошо, что арбитражный суд приостановил опасный проект BP по бурению в Арктике. Что бы ни было поводом для запрета, практическим его результатом станет защита Арктики от рискованных попыток разведки нефти».
«Британское правительство должно занять ответственную позицию и ввести по примеру Норвегии арктический мораторий», - утверждает он.
В пятницу утром акции BP упали больше чем на 1%, однако потом поднялись на фоне надежд на то, что какая-то договоренность будет все же достигнута, и закрылись с ростом на 2,65 пункта на уровне 483,55 пункта.