Не беря сотни интеллектуалов, выражающих, более громко, чем обычно, в эти дни, что мы, возможно, являемся свидетелями исторического перечерчивания карты Ближнего Востока, любопытно, что три интеллектуала, представляющие совершенно разные культурные традиции, на прошлой неделе, выступив по-отдельности, пришли к одному и тому же мнению.
Знаменитый академик Лондонской школы экономики Роберт Лоуэ в интервью CNN, Алуг Бенн, автор статей в известной израильской газете Haaretz, в своем материале, и Обейда Нахас из лондонского Института Леванта, все они совершенно независимо друг от друга заявили, что нынешняя волна народных восстаний, прокатившаяся и продолжающая катиться по Ближнему Востоку географически, возможно, изменит границы, почти сто лет спустя после того, как они были установлены так называемым соглашением Сайкса-Пико.
Почти сто лет назад, после того, как первоначальная аналогичная попытка за год до того провалилась, в мае 1916 года Жорж Пико, специально уполномоченный французский дипломат, который работал консулом своей страны в Бейруте, и сэр Марк Сайкс, высокопоставленный британский дипломат, были уполномочены своим правительствами обсудить соглашение, относящееся к разделу Османской империи между силами союзников. В те времена не было никакой «коалиции доброй воли», но в ходе войны страны, которые разбились на два лагеря, «Антанту» (Франция, Великобритания и Россия) и «Союз центральных держав»( Германия, Болгария, Австроо-Венгрия и Османская империя), сражались друг с другом.
Россия, третий основной игрок «Антанты», была также в курсе секретных переговоров между Британией и Францией, и она также согласилась на оговоренные условия. Путем обмена нотами между тремя ключевыми странами союзных сил этот договор стал официально закрепленным, хотя и по-прежнему секретным документом, в мае 1916 года. Год спустя, в сентябре 1917, в качестве четвертой стороны к соглашению о разделе территории Османской империи присоединилась Италия. То есть, это было в основе своей тайное соглашение о взаимопонимании между правительствами Британии и Франции, определяющее их соответствующие сферы влияния и контроля на Ближнем Востоке после Первой мировой войны, но впоследствии Италия и Россия присоединились и тоже получили долю своих военных трофеев в виде османских земель. Возможно, если бы посередине войны Россию не потрясла большевистская революция, и она не вышла в одностороннем порядке из войны, российские союзники и не пытались бы отрицать, что Москве тоже принадлежит ее доля по конфиденциальному соглашению Сайкса-Пико; и если бы Москва при Ленине не решила сделать достоянием гласности ряд соглашений и секретных договоров между царской Россией и союзными силами, включая текст конфиденциального соглашения Сайкса-Пико (шаг, который помог османским военным и интеллектуалам пробудиться и увидеть, что планировали союзники в отношении их страны), у соглашения был бы хороший шанс оказаться полностью выполненным. Тем не менее, хотя он и заложил основу многих враждебных действий в отношении Турции (и тот же менталитет, к сожалению, присутствует и сейчас), Война за независимость Турции обрекла это сотрудничество в рамках тайного соглашения на неудачу. И все же этот документ более или менее помог победителям в Первой мировой войне нарисовать карты большей части Ближнего Востока, за исключением Турции. Например, нынешняя граница между Сирией и Ираком почти в точности совпадает с той, которая планировалась к проведению в этом документе.
По этому тайному заговору, Британия получала контроль над районами, примерно охватывающими территорию Иордании, Ирака, и небольшой областью вокруг Хайфа, в то время как Франция получала контроль над большей частью юго-восточной Турции, северным Ираком, Сирией и Ливаном. Палестину предполагалась отдать под контроль международной администрации, этот вопрос был отложен до консультаций с Россией и другими державами, в то время как турецкие проливы, включая Галлипольский полуостров, переходили под российский контроль. Россия также должна была получить весьма большую территорию в восточной Турции. Итальянцы, в свою очередь, получали ряд конкретных Эгейских островов и сферу влияния вокруг Измира в юго-западной Анатолии. Итальянцы таки получили контроль над Эгейскими островами и позднее передали их Греции.
Это заговорщическое соглашение о том, как «разделить османские трофеи» позднее составило основу Севрского договора в 1920 году, который, как известно, вырезал территорию армянского государства в восточной Турции, которая, как подразумевалось в первоначальном плане, должна была перейти под контроль России, а также территорию курдского государства в юго-восточной Турции, состоявшей из территории, помещенных ранее под российский и французский контроль.
Теперь, почти сто лет спустя, Ближний Восток вновь горит, и достаточно странно, что Британия и Франция были теми, кто возглавил движение за авиабомбардировки Ливии, конечно же, из-за свое любви к бедуинам Северной Африки… Россия не участвует в бомбардировках, на самом деле выражая озабоченность, вместе с Китаем, в отношении развития событий, также воздержавшись при голосовании в Совете Безопасности ООН по соответствующей резолюции, которая дала двум странам формальный повод для того, чтобы повернуть события в ту сторону, в которой они развиваются сейчас. Новым элементом, конечно, являются Соединенные Штаты… Но не были ли они и часть соглашения 1916 года тоже? Почему, например, США в известной степени завизировали тайный договор 1916 года Доктриной Вильсона и до сегодняшнего дня официально не приняли Лозаннский договор?
Вы в замешательстве? Нет причин для замешательства, судя по всему, та же самая старая игра вновь выходит на сцену… Мы узнаем о новых тайных переговорах только в том случае, если одни из сторон в этих договорах о разделе трофеев будут отброшены другими сторонами.