Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
BP и AAR: из России почти без любви

Крах альянса ВР с «Роснефтью» - это первый серьезный просчет исполнительного директора Боба Дадли.

© коллаж ИноСМИАльянс BP и «Роснефти»
Альянс BP и «Роснефти»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это выглядело как ловкий ход исполнительного директора ВР, но альянс с российской «Роснефтью» превратился в руины, а Боб Дадли столкнулся с вопросами по поводу своего решения впервые с того момента, как занял этот пост в октябре.

Это выглядело как ловкий ход исполнительного директора ВР, но альянс с российской «Роснефтью» превратился в руины, а Боб Дадли столкнулся с вопросами по поводу своего решения впервые с того момента, как занял этот пост в октябре. План был ни чем иным как попыткой вывести британский нефтяной гигант из тени последствий инцидента с нефтяной платформой Deepwater Horizon прошлой весной, который привел к самому серьезному в истории разливу нефти и не оставил камня на камне ни от репутации группы, ни от котировок ее акций.

Компания продает активов на 30 миллиардов долларов, чтобы заплатить за разлив нефти. Г-н Дадли использовал необходимость как возможность избавиться от неосновных активов, тщательно переделывая широкую сеть перерабатывающих и маркетинговых операций группы, включая продажу двух крупных перерабатывающих комплексов в США, а также концентрируясь на высокотехнологичных отраслях разведки и добычи, которые являются серьезным коммерческим аргументом для ВР.

И где же лучше начинать как не в России? Так и появилась 8-миллиардная сделка по обмену акциями и разведке арктических районов вместе с «Роснефтью», государственным нефтяным гигантом. Но это было не все. Не прошло и месяца, как ВР достигла договоренности с Reliance Industries по сделке ценой в 7,2 миллиарда долларов, передав ей 30%-ую долю в 23 разведочных блоках в Индии.

Обе сделки стали удачным ходом для ВР. Как и всем международным игрокам, ей нужен доступ к новым месторождениям, чтобы компенсировать снижение производства на уже разрабатываемых, но такие возможности становятся все более редкими, так как национальные нефтяные компании склонны сохранять свои запасы. Но ко времени сделки с Reliance в российских предложениях начали проявляться трещины. А на прошлой неделе совместное предприятие окончательно затонуло, репутация г-на Дадли пострадала. «Крах сделки с «Роснефтью» продемонстрировал серьезную ошибку в решении, принятом Бобом Дадли, даже если это делалось из лучших побуждений», - отметил один аналитик по ВР.

Пожалуй, если кто и должен был это предвидеть, так это г-н Дадли. Как исполнительный директор ТНК-ВР, совместном предприятии нефтяного гиганта в России, доли в котором на паритетных началах принадлежат ВР и консорциуму Alfa-Access-Renova (AAR), г-н Дадли вынес основную тяжесть годичного спора между двумя сторонами в 2008 году, который в конечном счете заставил его покинуть страну.

И сделку с «Роснефтью» погубили именно четыре олигарха-миллиардера из AAR во главе с Михаилом Фридманом. Заявив, что сделка нарушает условия акционерного соглашения ТНК-ВР, о том, что все операции в России должны осуществляться через ТНК-ВР, AAR добилась предписания Лондонского суда о приостановлении сделки. А на прошлой неделе международный арбитраж решил, что запрет должен оставаться в силе. Таким образом, ВР не может осуществлять разведпроекты с «Роснефтью», пока ТНК-ВР не даст своего согласия.

В той части, что касается совместной разведки и разработки, сделке конец, но ВР еще может попытаться спасти ту часть, которая касается обмена акциями на дополнительном заседании трибунала в понедельник. Компания заявляет, что схема по-прежнему имеет смысл. Не только потому, что акции обеих сторон недооценены, но и потому, что любые связи с лидером нефтяной промышленности в стране, являющейся одной из самых быстро растущих экономик мира, иметь весьма ценно, заявляет ВР.

Не все так уверены. «Если «Роснефть» - ведущая нефтяная компания в России, а Россия - один из самых быстро растущих нефтяных районов в мире, то подобные инвестиции будут идти выше рынка, - говорит Дэвид Харт из Westhouse Securities. - Но это точка зрения управляющего фондами, а ВР - компания, занимающаяся разведкой и добычей, а не инвестиционный фонд».

На том основании, что ВР может покупать акции там, где посчитает нужным, вариант с только лишь обменом акциями может быть в течение недели одобрен арбитражем. И это, по крайней мере, даст уверенность в том, что ВР остается независимой, что подвергалось серьезному сомнению  прошлой осенью, когда г-н Дадли возглавил пострадавшую ВР, а вокруг нее увивались стервятники,.

Но даже если половину первоначального плана удастся спасти, в любом случае результат всего этого - плохая новость для ВР. Для начала, нужно исправить отношения с AAR. Как в неудачном браке, обе стороны подчеркивают необходимость восстановить отношения ради спасения совместного предприятия. Но отношения скатились до уровня фарса в последние недели, когда попытки найти компромисс продемонстрировали отсутствие какого бы то ни было общего языка.

Предложение ТНК-ВР об участии в сделке с «Роснефтью» было прямо и открыто отклонено ВР. Предложение ВР о том, чтобы ТНК-ВР сама договорилась с «Роснефтью» об освоении Арктики даже не было поставлено на голосование. Еще худшим было «музыкальное сопровождение». Российская сторона испытала жгучую боль, когда ВР не явилась на одно из заседаний совета директоров, вынудив четырех олигархов из AAR, а также трех независимых директоров - сидеть сложа руки. В ВР же говорят, что это заседание было сильно заранее отложено.

Что касается будущего, некоторые предполагают, что неловкость может привести к расколу. «Есть серьезные вопросы по поводу того, как ВР себя собирается дальше вести по отношению к ТНК-ВР», - говорит г-н Харт. «ВР придется рассмотреть все возможности, включая либо стратегию выхода, либо какой-то вариант того, что ВР вновь подтвердит свое участие в СП».

Но больше всего проиграл от всего этого г-н Дадли. Переговоры о сделке с «Роснефтью» велись на самом высоком уровне российской политики, с поддержкой со стороны Владимира Путина, всемогущего премьер-министра, и Игоря Сечина, вице-премьера и председателя совета директоров «Роснефти», которого российская пресса называет «самым страшным человеком в мире». Крах этой сделки, особенно после заверений ВР, что все споры с ТНК-ВР можно решить, выставляет компанию в глупом свете, а ее руководителей - как людей опрометчивых и неразумных, как говорит кое-кто в Сити.

«Все это очень досадно и конфузно для ВР, и будут острые вопросы о том, как они во все это ввязались», - говорит один высокопоставленный комментатор. «Сейчас Боб Дадли может это все перенести благополучно, но за ним будут пристально наблюдать, он будет фактически на коротком поводке».

Другие более склонны простить главу ВР, указывая на то, как ловко г-н Дадли справился с ситуацией в Мексиканском заливе, и на смелые амбиции, которые кроются за сделками с «Роснефтью» и Reliance. «Шесть месяцев назад люди задавались вопросом, выживет ли вообще ВР, - говорит один аналитик, - да, это был просчет, но его перевешивает то, чего он (Дадли) достиг».