Эта новость едва не взорвала местное интернет-пространство, ее перепечатали все информационные порталы республики: систему образования Эстонии в США признали лучшей!
Представителей министерства образования республики пригласили на конференцию в Нью-Йорк, чтобы те поделились накопленным опытом и научили наконец Новый Свет основам организации обучения на всех уровнях – по крайней мере, так было это преподнесено в масс-медиа. Профессиональные интернет-комментаторы наперебой стали рассуждать на тему, каким образом это чудо – признание мировой державы – могло произойти.
И не то, чтобы я придерживаюсь иного мнения насчет эффективности системы, в которой работаю уже больше двух десятилетий, просто я стараюсь оценивать ситуацию с разных сторон. Хотя намного интереснее было бы понаблюдать за тем, как повели себя чиновники министерства образования, если комплимент прозвучал бы с другой стороны Чудского озера. А так, что особенного? Подумаешь, пригласили! Ну, сказала профессор Стэндфордского университета ни к чему не обязывающую похвалу в адрес страны, о ситуации в которой, скорее всего, имеет весьма смутное представление (ах, да – это та страна, которая на протяжении пятидесяти лет испытывала на себе всю тяжесть большевистского гнета!). Есть ли повод для гордости?
Во-первых, в сенсационной новости я не нашел ничего, что указывало на статус прошедшей в Нью-Йорке встречи. Не оглашают эстонские СМИ полный список участников исторического саммита, ведь Эстония была там представлена «в том числе», а кто остальные пятнадцать стран-«счастливчиков»? Есть и еще один аспект: а кто и на каком основании решил, что именно в этих шестнадцати государствах все так хорошо складывается с образованием? Об этом почему-то ничего не говорится.
Я не хочу порочить нашу систему образования, поскольку считаю ее хоть и несовершенной, но эффективной настолько, насколько это возможно в наших условиях. Нам есть чем гордиться и к чему стремиться. Мне очень сложно сравнивать эстонскую модель с остальными: методика сравнения может быть разной и при желании в любой модели можно найти слабые и сильные стороны. Да и что толком большинство из нас знает о том, как построена работа в школах других стран?
Однако, если обратить внимание на небольшую ремарку, проскочившую в тексте: реформу образования в Эстонии «удалось провести несмотря на жесткие бюджетные рамки», то кое-что становится понятным. Выходит, что в США пытаются модернизировать систему образования, вложив в процесс минимум средств. Я боюсь, что здесь скопировать наш опыт не удастся, поскольку в Новом Свете не поверят, что достигшая завидных результатов в обучении Эстония платит своим учителям в три раза меньше, чем их коллегам платит правительство США за примерно то же рабочее время (отпуск у американских педагогов тоже двухмесячный). Не говоря о том, что у нас не принято особо тратиться на пилотные проекты и экспериментальные площадки, чтобы убедиться в эффективности теорий, красиво выглядящих на бумаге: путь от идеи до ее реализации, как правило, рекордно короткий. И совершенно неважно, что время от времени некоторые новаторские модели начинают пробуксовывать – как выясняется, наши благородные старания истинные друзья Эстонии не только замечают, но и отмечают.
Уж не знаю, насколько оптимистичны были доклады эстонских посланников в Нью-Йорке, какими цифрами они оперировали, но стоит заметить, что на данный момент Эстония еще активно использует ресурс, приобретенный в советский период – имею в виду, в первую очередь, педагогов (то есть, ключевых фигур любой образовательной системы). Новшеств у нас за это время было введено немало, одних только государственных программ обучения целых три за двадцать лет. Однако, если наше министерство образования фактом участия своих чиновников в престижном, как им кажется, саммите хотело подчеркнуть правильность избранного курса, то оно, как мне кажется, несколько поторопилось. Хотя бы потому, что новая программа обучения еще толком никем не была апробирована и говорить о ее первых результатах можно будет не ранее, чем через пять лет.
Тем не менее, меня интересует, что же это за страны, кроме Эстонии, у которых США собираются учиться? И собираются они учиться у всех или выборочно? Не хочется думать, что таким хитроумным образом мировая держава решила заручиться поддержкой в делах, с образованием никак не связанных. Впрочем, то, что нас похвалили, еще не значит, что наш опыт начнут перенимать. Для столь важного шага прослушать доклад на конференции все-таки недостаточно, надо еще познакомиться с ситуацией на местах, а там может всплыть совсем иная картина. Только б в русские школы не водили, а то, не ровен час, посрамят…