Нехватка координации властей, противоречивая и хаотичная информация: через две с половиной недели после ядерной аварии на АЭС «Фукусима-1» в японском обществе растет недовольство действиями правительства.
На фоне беспрецедентного со Второй мировой войны кризиса в Японии обозреватели задаются вопросом об уже явной нехватке координации во власти.
Специалисты пытаются ликвидировать последствия аварии на АЭС «Фукусима-1», расположенной в 240 километрах от Токио, с 11 марта, дня, когда произошло землетрясение, а после – цунами. Однако Tokyo Electric Power (Tepco), компания-оператор АЭС, уже признала, что попытки предотвратить плавление реакторного топлива потребуют немало времени и представляют собой множество рисков.
«Этот инцидент должен рассматриваться как проблема национальной безопасности, а не только как проблема Tepco. Ликвидировать его необходимо как можно быстрее», - подчеркивает бывший зампред Банка Японии Тоширо Муто, сейчас возглавляющий исследовательский институт.
Как следует из опроса, опубликованного в воскресенье агентством «Киодо», 60% японцев критически оценивают действия правительства по борьбе с кризисом, и более двух третей считают, что премьер-министр Наото Канн не контролирует ситуацию.
«Ясно, что затронуто слишком много интересов и что возглавляющие операцию люди слишком слабы, чтобы действовать решительно и брать на себя ответственность за какое-либо действие в долгосрочной перспективе», - считает Джеспер Колл (Jesper Koll) из JP Morgan Securities.
По его мнению, Япония должна обратиться за помощью к признанным в мире экспертам по ядерной безопасности, чтобы как-то стабилизировать ситуацию, которая пока лишь ухудшается.
Французский министр промышленности Эрик Бессон (Eric Besson) в понедельник объявил, что компания Tepco обратилась к французским компаниям EDF, Areva, а также в Комиссариат по атомной энергии.
Жители, вынужденные покинуть дома после аварии на АЭС, ощущают все большую фрустрацию. Власти распорядились эвакуировать людей в районе 20 км и убеждают покинуть собственные дома тех, кто живет в радиусе 30 км от АЭС.
«Больше всего меня пугает радиация», - признается вышедший на пенсию профессор Митцухару Ватанобе. Он был вынужден покинуть дом, находящийся в 25 километрах от аварийной АЭС. «Между тем, что пишут в газетах и тем, что говорит правительство – пропасть. Я хочу, чтобы правительство говорило нам правду», - подчеркивает он.
Отсутствие глобального видения
Тем не менее, спикера правительства Юкио Эдано хвалили за то, как он информирует японцев: он дважды в день проводит пресс-конференции. Однако многие сомневаются, что он держит ситуацию под контролем. К тому же он зависит от информации, которую ему сообщает Tepco, а информация эта зачастую противоречива и сбивчива.
В понедельник Эдано назвал «абсолютно непростительными» неверные расчеты радиации, которые Tepco сделала накануне (несколько дней назад появились сообщения, что уровень радиации превышен в 10 млн раз, что позже было опровергнуто – прим. ред). Отвечая на вопрос, не повреждено ли оборудование одного из реакторов, Эдано посоветовал автору вопроса обратиться в агентство ядерной безопасности.
По мнению наблюдателей, правительство не контролирует Tepco. Компанию к тому же подозревают в том, что ранее она скрыла некоторые инциденты. По мнению экспертов, правительству, контролирующим органам и самой компании не хватает координации.
Кан, в свою очередь, с начала кризиса дал три пресс-конференции и все это время практически не появлялся на публике. Он до сих пор не посетил северо-восточный регион, затронутый цунами, но СМИ уже сообщили, что он собирается это сделать 2 апреля.
Премьер-министра уже раскритиковали за то, что он на следующий день после цунами облетел район аварийной АЭС. Однако информацию о том, что визит премьера помешал действиям по ликвидации катастрофы, Эдано опровергает.
Ранее заместителем Эдано по вопросам оказания помощи и восстановления был назначен Йосито Сенгоку. Он был вынужден выйти из состава правительства в январе после того, как парламент по инициативе оппозиции вынес вотум недоверия в связи с провалом в урегулировании территориального спора с Китаем.
«Ни у кого нет глобального видения положения дел, - сетует политолог Хиротака Футатсуки. – Принимаются лишь частичные меры, а Кан не контролирует ситуацию в целом».