- На ваш взгляд, насколько реальны разногласия между Путиным и Медведевым по поводу Ливии, поскольку это нашло большой отклик в постсоветских странах, которые находятся под влиянием России. В этих странах от Медведева ожидают реальных изменений в России, что не может не отразиться и на наших странах. Как вы прокомментируете это обстоятельство?
- Думаю, что различия в подходах между Путиным и Медведевым во многом преувеличиваются. Политика страны определяется не личностью президента, а позицией правящей элиты. Все-таки, у нас не халифат или эмират и не Центральноафриканская империя. Поэтому кардинальных изменений в позиции России, обусловленных, кто именно из тандема станет следующим президентом страны, я не ожидаю. Конечно, есть политические круги, ориентированные на Путина, есть круги, ориентированные на Медведева. Эти противоречия находят свое отражения в некоторых выступлениях первых лиц. Но это связано не с борьбой идеологий или подходов, это связано исключительно с борьбой этих политических кругов, имеющих, в общем-то, одинаковую окраску, за власть.
- Посол США в Армении заявила, что для США партнером является та страна, руководство которой способно слушать голос собственного народа. Это фактически мессидж власти Армении. Почему, Россия, имеющая огромное влияние в Армении, не делает таких заявлений и почему Россия не предпринимает ни одного шага в направлении демократизации Армении. В чем заключается причина, неужели Россия не желает иметь в качестве союзника демократическое государство в лице Армении?
- Демократичность власти в той или иной стране абсолютно 6езразлична и России и США. У держав совершенно другие интересы. В геополитике никто не мыслит идеологией и фантомами, времена «социалистического лагеря» давно прошли. США хотят иметь управляемое руководство не только в Армении, но и в других странах мира. Очевидно, нынешняя власть в Армении не является в полной мере управляемой, в частности из посольства США или из Госдепа. А как с умением слушать голос собственного народа у руководства Грузии или Азербайджана? А Россию устраивает нынешнее руководство Армении, потому что поставить у власти более лояльное Москве правительство Кремль не может. Вашингтон, вероятно, считает, что может.
- Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Армении и какова, на ваш взгляд, будет роль России в этих процессах, так как в Армении есть мнение, что без участия России у нас ничего не может произойти?
- Ситуация в Армении определяется прежде всего армянским обществом. Россия и США не всесильны. Не надо все, что происходит в мире, будь то революции роз или пальм, списывать на происки внешних сил. Напротив, такие «революции» часто становятся неожиданностями для внешних игроков, которые, конечно, пытаются потом использовать их в своих целях.
- Не считаете ли возможным развитие таких сценариев, что при усилении массового недовольства властями, в оппозиционно настроенной и политически активной части постсоветских обществ может возникнуть основание для антироссийских настроений, если политика России не претерпит изменений?
- Такая угроза есть, но она не должна переоцениваться. Роль России более многообразна, она не ограничивается «крышеванием» политических режимов. Понимание этого в обществах стран СНГ пока что есть, и его надо поддерживать. Для этого Россия должна вести диалог не только с властью, но и с обществами соответствующих стран.