Имеющий официальный статус беженца Вольфганг Ф., который у себя на родине якобы подвергается политическим преследованиям, представляет в Австрии президента Чечни. Тем самым он нарушает закон о предоставлении убежища – пока без последствий.
Грозный, октябрь 2010 года. Президент Чечни Рамзан Кадыров пригласил гостей на «Всемирный чеченский конгресс». За два дня его работы – 12 и 13 октября – на сцене на фоне зеленого бархатного занавеса появляются десятки государственных чиновников милостью Кадырова, а также представители проживающих в эмиграции чеченцев. Атмосфера официальная, происходит марафон речей и вежливых аплодисментов, и при этом одно заявление о лояльности следует за другим.
Но вот к трибуне подходит человек в темном костюме - его черные волосы украшает пробор. Это проживающий в Вене и имеющий официальный статус беженца из Чечни Вольфганг Ф., который в своей стране якобы подвергается политическим преследованиям. Изменивший в Австрии свою фамилию Ф. на самолете прилетел из Вены в Москву, а оттуда направился в Грозный. Ему также предоставляют слово, и часть записи его выступления позднее появится на интернет-портале YouTube. «Почти каждый житель Чечни имеет родственников в Европе, и неважно, хорошие они или плохие, - все они наши братья». Он хвалит президента, которого правозащитники обвиняют в похищении людей и убийстве своих противников. «Кадыров – хотя он потерял отца – протягивает всем руку мира. Тем, кто потерял родственников, тем, кто воевал, всем. Мы должны ему помочь».
Поездки в Россию
Это было не особенно блестящее выступление. Важным представляется в первую очередь не его сентиментальное содержание – два другие факта должны были привлечь к себе внимание австрийских властей. Вольфганг Ф. – не кто-нибудь, а неофициальный представитель Кадырова в Австрии. Некоторые называют его – не совсем дипломатично – агентом, одним из «кадыровцев», несколько десятков которых якобы действуют в Австрии. Во-вторых: Вольфганг Ф. вообще не имел права находиться на российской территории. Он живет в Австрии и имеет официальный статус беженца как человек, который в свое время вынужден был покинуть свою родину. Однако совершенно очевидно, что он поддерживает прекрасные отношения с режимом в Грозном. С марта 2009 года он является обладателем российского заграничного паспорта, который был выписан на его прежнее имя – Сулейман Е. Само по себе это не очень серьезное нарушение: но по австрийскому закону это является основанием для лишения права на убежище, поскольку беженец «добровольно вновь находится под защитой своей родины». Ответственные органы - в данном случае это Федеральное ведомство по делам беженцев - обязано «по правилам» вмешаться, как это у них называется. Однако пока австрийские власти не находят в действиях Вольфганга Ф. ничего предосудительного. Наоборот – действия Ф. даже получили одобрение.
Руководящая роль в диаспоре
Вольфганг Ф. приехал в Австрию в 2004 году. В беседе с корреспондентом газеты Die Presse этот 44-летний мужчина рассказал о том, что он сам не принимал участия в чеченских войнах, в которых верные Москве сторонники Кадырова противостояли националистам, а позднее исламистам. Его брат, по его словам, был убит. Сам Ф. был в Грозном функционером путинской партии «Единая Россия», но в 2004 году он уехал из Чечни. В 2007 году этот чеченец получил со второй попытки право на убежище, и это было решение независимого Федерального сената по делам беженцев. «Тогда существовал очень высокий процент подтверждения», - говорят сегодня в Министерстве внутренних дел, а в Чечне тогда была «сложная» ситуация.
Когда чеченский президент Кадыров вздумал открыть в пяти европейских государствах свои официальные представительства, Ф. был упомянут как «посол» в Австрии. Действительно, Ф. пытался играть ведущую роль в местной чеченской общине. Он занимался распространением телевизоров в лагерях для беженцев, выступал перед верующими в мечетях, основал организацию по работе с диаспорой, и не в последнюю очередь как зритель в зале судебных заседаний внимательно наблюдал за процессом, связанным с убийством Умара Исраилова. Критически настроенный член чеченской общины, попросивший не называть его имени, обвиняет его в том, что он «занимается сбором информации в чеченской диаспоре и передает ее Кадырову». Это обвинение стало особенно серьезным после убийства Исраилова – ведь предполагаемый организатор убийства Отто К. перед совершением преступления действительно несколько раз посещал Кадырова в Грозном. Прокуратура подозревает Кадырова в том, что он может являться заказчиком этого преступления.
«Разрешение» властей?
Вольфганг Ф. как российский гражданин Сулейман Е. два раза побывал в Чечне. В 2009 году он стал участником телепередачи, которая, по словам Ф., служила «делу примирения». В 2010 году он присутствовал на упоминавшемся уже конгрессе. Последняя поездка, как утверждал Ф. в беседе с корреспондентом Die Presse, была осуществлена с «разрешения австрийских властей». В протоколе допроса, который также имеется в распоряжении редакции Die Presse, речь идет о чиновнике полиции по имени «господин Петер», которого Ф. проинформировал о своей поездке. Но и это еще не все: этот сотрудник, по словам Ф., передал с ним послание Кадырову, смысл которого заключался в том, что «ни в коем случае такие дела как убийство Исраилова не должны повториться». Вольфганг Ф. также попросил чиновника о том, чтобы у него и у его семьи не возникли проблемы из-за этой поездки.
Действительно ли органы безопасности позволили совершить послу Кадырова незаконную поездку? Может быть, Вольфганг Ф. на них и работал – так же, как его близкий знакомый Косум Й., выполнявший функции информатора венского Земельного ведомства по защите конституции и борьбе против террора и как брат обвиняемого Турпала-Али Й. допрошенный в ходе расследования убийства Исраилова? «Единичный» случай не является основанием для комментария, было заявлено в секретариате министра внутренних дел Марии Фектер (Maria Fekter). Было только сказано, что утверждения Ф. являются «сомнительными». Однако вопрос о том, почему в его отношении не было предпринято никаких действий непосредственно после получения им в 2009 году российского паспорта, остается без ответа.
Все чаще происходят отказы
При этом количество дел о лишении права на убежище в Австрии в связи с ужесточением законов стремительно возросло. В 2009 году было 480 таких дел, а в 2010 уже 947. Только за год количество фактических лишений права на убежище удвоилось - в 2010 году таких дел было 318.
Вольфганг Ф. сможет вскоре беспрепятственно продолжить свою деятельность – по прошествии пяти лет после получения права на убежище беженец считается подтвердившим свое «право на проживание». Даже после потери права на получения убежища он сможет и дальше оставаться в Австрии.