Кремль, по-видимому, не намерен протягивать руку помощи BP, у которой повисла на волоске крупная сделка с российским государственным нефтяным гигантом ОАО «Роснефть».
Британская нефтяная компания, похоже, в очередной раз неправильно оценила обстановку в российской политике, когда в январе заключила с «Роснефтью» стратегический альянс.
BP надеялась, что обмен акциями на сумму 16 миллиардов долларов и проект освоения месторождений в Арктике помогут ей восстановиться после прошлогоднего разлива нефти в Мексиканском заливе.
Однако партнеры BP по ТНК-BP сразу же заблокировали сделку, заявив, что она нарушает акционерное соглашение совместного предприятия.
После того, как на прошлой неделе сделка была заморожена решением арбитражного суда, перед BP встала необходимость договариваться с магнатами-акционерами ТНК-BP.
При этом российское правительство, похоже, уверено, что, если BP придется уйти, «Роснефть» сможет найти нового иностранного партнера, так как премьер-министр Владимир Путин открывает сейчас двери для международных нефтяных компаний.
В любом случае сейчас, в отличие от 2008-го года, у Кремля достаточно других финансовых и экономических проблем.
«Российский инвестиционный климат сейчас настолько плох, что это на него не повлияет», - заявил во вторник экономический советник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович, дав понять, что Кремль не собирается спешно вмешиваться и разрешать конфликт.
Без твердой поддержки со стороны Кремля у BP остается не слишком много возможностей противостоять своим партнерам-миллиардерам, разбогатевшим в 1990-е годы и знающим правила игры.
В 2008 году в результате громкого спора между акционерами ТНК-BP, BP потеряла оперативный контроль над совместным предприятием, а его глава Боб Дадли (Bob Dudley) был вынужден покинуть не только свой пост, но и страну.
Сейчас партнеры BP чувствуют, что их капиталовложения оказались под угрозой, так как британская компания вновь установила прямые контакты с высокопоставленным российским чиновником Игорем Сечиным, возглавляющим совет директоров «Роснефти».
Магнаты советского происхождения всегда считали, что российский бизнес BP целиком и полностью зависит от них, и были недовольны, когда BP заключила договор с «Роснефтью», сообщает осведомленный источник.
«Сейчас они хотят показать, кто здесь главный», - утверждает он.
Как полагают аналитики, на руках у Боба Дадли практически не осталось козырей, и ему, вероятно, будет непросто заключить договоренность, которая будет выглядеть экономически осмысленной с точки зрения BP.
Однако даже если это произойдет, у компании могут возникнуть новые проблемы. Недавно г-н Сечин заявил, что, если сделка сорвется, он предъявит иски всем виновникам этого.