Висагинас. Как и другие европейские политики, заместитель министра энергетики Литвы Ромас Шведас (Romas Svedas) уделяет несколько минут тому, чтобы выразить свои соболезнования жертвам аварии на атомной электростанции в Японии. Но только несколько минут.
«Сейчас лучшее время для того, чтобы строить атомные электростанции, - возбужденно заявляет г-н Шведас. – Мы продвигаемся вперед с нашим проектом – никаких изменений нет».
Речь идет о планах строительства в небольшом городе Висагинасе атомной электростанции мощностью 3,4 мегаватт. Этот город находится в Литве, население которой составляет 3,3 миллиона человек.
Как и в других странах Европейского Союза, энтузиазм по поводу атомной энергетики частично объясняется желанием правительств обеспечить соответствие жестким стандартам, применяемым в отношении выбросов парникового газа. Однако более важно то, что атомная энергия играет центральную роль в планах этого региона, направленных на то, чтобы покончить со своей зависимостью от богатого энергоресурсами соседа – России.
«Это вопрос национальной безопасности, - отмечает г-н Шведас, офис которого находится напротив того здания, в котором раньше располагался местный КГБ. На стенах его подвалов до сих пор сохранились следы от пуль, использовавшихся при расстрелах литовских политических заключенных.
В то время как Германия корчится в избирательных конвульсиях на фоне роста антиядерных настроений, усилившихся после аварии в Фукусиме, а Евросоюз дает указание провести «стресс-тесты» на всех 143 реакторах, расположенных на территории этого континента, Литва пытается реализовать свои планы.
Поддержка этой страной атомной электроэнергетики после катастрофы в Японии, возможно, более заметна, чем в других странах. Однако такие настроения характерны не только для Литвы. Франция уже давно сделала ставку на ядерные технологии, и эта страна успешно противостояла в последние недели попыткам передать больше власти структурам ЕС в сфере регулирования своей атомной промышленности.
Тем не менее энтузиазм Литвы – это напоминание о разногласиях, существующих между странами-основателями этого блока и его новыми членами по поводу энергетики. Два года назад восточные члены Евросоюза были охвачены газовым кризисом, когда Россия – крупнейший поставщик Евросоюза - перекрыла вентили на своих трубопроводах. С того момента у этих стран не проходит чувство обиды по отношению к остальным членам ЕС. Восточноевропейские страны считают, что их желание обеспечить энергетическую безопасность игнорируется остальными членами Евросоюза.
«Другие центральноевропейские государства все еще весьма оптимистично настроены в отношении атомной энергетики», - подчеркивает Георг Цахманн (Georg Zachmann) - сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel. В первую очередь он имеет в виду Польшу и Румынию. В карманах их граждан меньше денег, чем у их соседей, и поэтому они в больше степени склонны к тому, чтобы мириться с рисками, связанными с атомной энергетикой. «Другие альтернативы не просматриваются», - отмечает аналитик.
Литва имела уже атомную электростанцию. Занимая большую территорию, Игналинская АЭС, реакторы которой мало чем отличались от чернобыльских, снабжала страну электричеством с середины 1980-х годов. Однако Литва при вступлении в Евросоюз в 2004 году согласилась ее закрыть. Извращенные последствия этого шага состоят в том, что Литва политически связала себя с Западом, но ее зависимость от бывших хозяев в Кремле в области нефти и природного газа только увеличилась.
«Закрытие Игналинской АЭС не имело особой поддержки в обществе, да и сейчас это решение остается непопулярным», - отмечает Виргиниюс Валентинавичюс (Virginijus Valentinavicius) - советник премьер-министра страны Андрюса Кубилюса (Andrius Kubilius).
С помощью Евросоюза Литва рассчитывает построить на берегу Балтийского моря терминал для сжиженного природного газа, а также участок соединительного трубопровода для поставок энергоносителей из Польши. Правительство страны хочет также подключиться к энергетическим сетям Швеции.
Однако важнейшее место в планах по достижению энергетической независимости занимает атомная электростанция, которая к 2020 году должна вырабатывать 51% потребляемой в стране электроэнергии, а также поставлять ее соседней Латвии и Эстонии - в энергетическом отношении также зависимым от Кремля и от Газпрома.
Новая атомная электростанция будет находиться рядом со старой АЭС в восточной части Литвы на территории, отвоеванной у леса. Пока 2000 человек каждый день ведут здесь работы по демонтажу заглушенных атомных реакторов, а также заняты обслуживанием примерно 20 000 топливных стержней. Эти работы, как ожидается, продлятся по крайней мере еще 20 лет.
Реакторы Игналинской АЭС не имеют защитной оболочки – сейчас это считается необходимым элементом безопасности, - и поэтому есть возможность подойти вплотную к первому реактору.
«Эти технологии неплохо себя зарекомендовали», - подчеркивает Освальдас Чукшис (Osvaldas Ciuksys) – генеральный директор АЭС. По его словам, на Игналинской станции не было серьезных инцидентов.
Даже при наличие политической воли Литва испытывает сложности с поиском стратегического инвестора для строительства АЭС, стоимость которой оценивается в 3-5 миллиардов евро (4-7 миллиардов долларов). В ноябре компания Korea Electric Power неожиданно отказалась принять участие в тендере. До аварии в Фукусиме г-н Шведас посетил Японию и пытался пробудить там интерес к этому проекту.
Если Литва не построит АЭС, то это сделает кто-то другой – Россия. Москва планирует строительство двух АЭС с двух сторон от Литвы – одной в Калининграде, а другой в Белоруссии.
Последняя будет находится как раз на границе двух государств недалеко от Вильнюса, и это вызывает опасения у литовцев, которые, возможно, будут вынуждены жить в тени атомной электростанции, построенной и управляемой на основе сомнительных стандартов.
Литовцы подозревают, что русские хотят отпугнуть инвесторов и таким образом навсегда сохранить энергетическую зависимость этой страны от Москвы.
«Они будут использовать это в политических целях для установления своего господства в этом регионе, - подчеркивает г-н Шведас. – Белоруссия – большая страна. Постройте АЭС где-нибудь в другом месте».