Бывший британский главный научный советник заявляет, что Великобритания должна настаивать на более быстром строительстве новых атомных электростанций; немецкие граждане настаивают на том, чтобы Германия, наоборот, отказалась от них от всех – и судя по всему, правительство в Берлине с этим согласится.
Все еще не так плохо, как говорится, но сложно недооценить важность и значимость того, что происходит в Германии вокруг ядерной энергетики. Мы можем построить или не построить несколько новых станций, причем вероятно только в тех местах, где они уже существуют. Аргумент сэра Дэвида Кинга заключается в том, что если мы построим станции быстро, мы можем использовать отработанное топливо с существующих станций, чтобы дать им энергию. Но что бы вы ни думали по поводу этого аргумента, то, что Великобритания сделает или не сделает, существенно не повлияет на будущее ядерной энергетики в остальной части развитого мира, не говоря уж о развивающихся странах. А вот то, что сделает Германия, повлияет. Это гораздо более крупная индустрия, чем британская, и репутация страны в сфере генерирования атомной энергии менее пестрая и переменчивая, чем наша собственная.
То, что произошло в выходные в Германии, было отказом от атомной энергии. Поражение коалиции христианских демократов и свободных демократов на выборах в Баден-Вюртемберге было ошеломляющим, потому что этот регион в стране является одним из самых успешных, не только собственно в Германии, но и в мире. Его ВВП на душу населения - один из самых высоких в Европе, а уровень безработицы не превышает 3%. Кроме того, он управлялся христианскими демократами более шестидесяти лет подряд. Так почему же такой результат? Ну, несомненно, предполагаемое финансовое спасение Португалии Германией не способствовало победе, есть также и местные проблемы. Но примерно 70% голосующих считают атомную энергию первостепенной проблемой, и неожиданное обещание канцлера Ангелы Меркель наложить мораторий на строительство новых станций рассматривают как политический прием.
После голосования были сообщения о том, что Германия продлевает мораторий и собирается выступить с совершенно новой энергетической стратегией. Мы подождем и посмотрим, конечно, но предположение о том, что атомная энергетика не будет играть значительной роли при любом увеличении энергобаланса Германии, кажется вполне разумным и обоснованным. Более того, вероятно, что эта доля, доля атомной энергии в энергобалансе страны, будет постепенно снижаться.
Если это так, рассмотрим последствия. Если крупнейшая экономика Европы отходит назад, кто же пойдет вперед. Франция попробует, но учитывая, что она и так получает сейчас 75% своей электроэнергии от атомных электростанция, даже в лучшем случае она может увеличить эту долю лишь на пару процентов.
С глобальной точки зрения наиболее вероятным видится тот вариант развития событий, при котором воздействие Фукусимы будет таким же, каким было влияние Чернобыля: вряд ли какие-либо новые атомные станции будут одобрены к строительству в ближайшие двадцать лет. Возможно, Китай и продолжит свою ядерную программу. Но подумайте о больших цифрах. Около 6% всей мировой первичной энергии производится на ядерных энергоблоках. И никогда не предполагалось увеличение этой доли более чем на пару-тройку процентных пунктов; теперь этот показатель, наоборот, весьма вероятно, снизится. И что же произойдет?
Есть два отличных исследования по поводу энергетических нужд в долгосрочной перспективе, которые появились в последние месяцы - одно от ВР, где рассматриваются перспективы энергетической отрасли до 2030 года, а другое от HSBC, которое охватывает срок до 2050. Общей темой обоих является соображение, что «стандартное положение дел» в том, что касается энергобаланса, столкнется с серьезными трудности в смысле наиболее распространенных источников энергии, а возобновляемая и атомная энергетика могут внести свой вклад в решение проблемы, но кардинально на ситуацию не повлияют. Наиболее важным фактором, который сможет повлиять на ситуацию, станет сбережение и сохранение, рациональное природопользование.
К 2050 году в Индии по дорогам будет бегать 350 миллионов автомобилей, больше, чем в США и Европе вместе взятых. В Китае будет 500 миллионов. Легковые автомобили и легкие грузовики потребляют половину всего топлива в транспортном секторе, а фуры - еще четверть. Воздушный транспорт, который в политическом смысле наиболее часто подвергается нападкам, дает лишь 9% потребляемого транспортом мира топлива, примерно столько же приходится на морской транспорт, а на железнодорожный - меньше 3%. Поэтому задача сделать автодорожный транспорт более эффективным является ключевой для решения транспортного элемента головоломки.
Другие ключевые пункты, которые подчеркивает HSBC, включают бОльшую энергоэффективность в зданиях, прежде всего жилых и офисных, на которые приходится 38% всего энергопотребления, и в промышленности. Главное здесь в том, что в то время как атомная энергия способна помочь нам на пути к будущему с малым использованием углеводородов, мы можем, в некоторой степени, обманывать себя в том, что эти амбициозные цели могут быть достигнуты. Ее вклад всегда считался незначительным, но перемены способны многое изменить. Если нам придется смириться с тем, что вклада со стороны атомной отрасли не будет, тогда нам нужно еще более серьезно задуматься над проблемой сохранения и рационального использования ресурсов - и о том, как тут действовать рационально и рассудительно.
Прилив, который развеет евроскептицизм
Подтверждение сокращения экономики в последнем квартале прошлого года пришло вчера, хотя ставить на представленные цифры гриф «окончательные» пока не стоит. В прошлом цифры по ВВП пересматривались до трех раз с даты первой публикации - я ожидаю, что это еще наверняка произойдет. Но если смотреть по номинальной стоимости, вырисовывается картина экономики, которая развивалась бы ровно, без взлетов и падений в течение этого периода, если бы не связанные с погодой нарушения, при том что потребление снижается, а инвестиции растут. Некоторые цифры, из опубликованных накануне, подтвердили, что инвестиции восстанавливаются. Нам придется подождать показателей по ВВП за первый квартал, который, кстати, еще даже не кончился, но я не уверен, что мы увидим какой-то серьезный отскок, на контрасте по сравнению с предрождественским периодом эти последние недели марта выглядят весьма слабо. Были также и другие цифры от Банка Англии, которые демонстрируют сохраняющееся слабое кредитование потребителей и лишь незначительный рост ипотечных кредитов. В общем, ничего особенно оптимистичного.
Еще стоит упомянуть и данные о платежном балансе. Теперь у нас растущий профицит в торговле со странами не из Евросоюза и растущий дефицит в торговле со странами ЕС, и этот дефицит увеличился с рекордными по количеству выплатами Брюсселю. В прошлом году они составили 9,2 миллиарда фунтов стерлингов, по сравнению с 5,3 миллиарда фунтов в 2009. Растущая стоимость членства в ЕС это не политический вопрос, но может вскоре стать таковой в свете ограничения других расходов.