В недрах арабских революций зреет еще одна революция: менее заметная, менее шумная, но не менее от этого реальная и более эпохальная, чем потрясающий урок, который преподала «арабская улица» в Тунисе, Египте, Йемене, Бахрейне, Ливии, Сирии и других средиземноморских странах. Речь идет о революции, совершаемой женщинами. Арабскими женщинами, мусульманками. Эти женщины не требуют каких-то особых прав, они требуют полноценного гражданства, равенства во всех сферах – политике, экономике, семье, перед законом.
Это ново, уникально, многообещающе и в целом предсказуемо, раз у них есть доступ к образованию, контролю рождаемости и миру в целом благодаря интернету. Но эти женщины нуждаются в поддержке демократов по всему миру, и в особенности – в информационной поддержке, потому что они не только борются с авторитарным политическим режимом, но и бросают вызов мужскому, доминирующему, основанному на неравенстве порядку, устойчивость которого до последнего времени была узаконена традициями и религией. Да, переворот, возможно, и пресловутый, но основательный, как это заявил 17 марта в Алжире профессор политических наук Нурредин Саади: «Демократия закрутится вокруг женщины». Вот в чем заключается важность задачи.
Редкий факт, являющийся свидетельством времени: сначала женщины митинговали наравне с мужчинами на площади Тахрир в Каире, занимали местные улицы в Тунисе, Бахрейне, Йемене, Газе, Судане, смешиваясь с мужчинами либо отдельно от них в зависимости от требований шариата. Когда речь шла о требованиях демократии в целом, им были рады. Но как только диктатуры рухнули и они стали требовать демократию и в отношении них самих, мачизм быстро прибрал все права себе.
В Тунисе вышедшие на митинги женщины часто нарывались на группы мужчин, которые им кричали: «Место женщины – в доме! Место женщины – на кухне!». 8 марта женщины массово вышли на площадь Тахрир в Каире, чтобы выразить протест против сексизма переходного правительства: ни одной женщины нет в конституционном комитете, занимающемся подготовкой новой Конституции, ни одной женщины в гражданском консультативном комитете, так называемом совет мудрецов; они протестовали и против конституционной реформы (принята 20 марта на референдуме), которая не гарантирует никаких прав женщинам и в качестве кандидатов в президенты рассматривает только мужчин. Первый успех «Братьев-мусульман».
В тот день митингующих женщин встретило большое количество очень враждебно настроенных мужчин. В чем они их упрекали? В том, что они ставят под угрозу революционные достижения, потому что слишком рано начали требовать для себя каких-то прав. Слишком рано? История революций в Америке, Франции, России, Алжире, на Кубе доказала, как гласит пословица, что поздно – это никогда. Приянка Мотапарти (Priyanka Motaparthy) из правозащитной организации Human Rights Watch, которая в тот день была на площади Тахрир, рассказывает: «Разгон женщин с площади был жестким». Но в тот день рядом не было ни солдат, чтобы их защитить, ни журналистов, чтобы об этом рассказать, потому что все были заняты последними политическими сделками, о которых говорилось накануне и на следующий день.
Однако мачо с арабских улиц не обязательно в этом виноваты. Их взгляд на женщин повторяет схему, которую они унаследовали от своих отцов. Она повсеместно распространена, подробно описана антропологом Франсуазой Эритье (Françoise Héritier) и вкратце выглядит следующим образом: мужчины – центр, женщины – периферия. Полных прав для мужчин, как истинных представителей человечества, вполне достаточно для существования демократии. При этом все пренебрегают или предпочитают не замечать борьбу женщин, без которой невозможно движение к настоящей демократии. СМИ, наши СМИ не так уж и далеки от такого представления мира. Однако арабско-мусульманские женщины не сидят сложа руки. Там, где никто не может заставить их замолчать: в киберпространстве.
Там мы находим впечатляющую международную сеть сайтов, блогов и страниц в социальных сетях, которые наглядно демонстрируют эту жажду свободы, требование равенства и страх того, что все останется, как и раньше. Видеоролик, на котором юные бахрейнцы, как девочки, так и мальчики, требуют «равных прав», прогремел на всю сеть, как и аккаунт SaoudiWomenRevolution в Twitter, где появился пост с критикой «махрана», мужской опеки над женщинами в Саудовской Аравии. Это не говоря о множестве страниц в Facebook женщин из Египта, Туниса и Йемена, блогов и обсуждения женщинами-юристами резолюции 1326 Совета безопасности ООН, которая обязывает государства поддерживать все инициативы в пользу равенства. Они приводят следующие цифры: в иракском парламенте заседают 25% женщин и 45% - в законодательном собрании Южной Африки, которая вместе с отменой расистских законов посчитала нужным покончить с сексизмом.
Смена парадигмы
У женщин есть свои героини, такие как лидер йеменской оппозиции Коватул Карман или египтянки навал эль-Саадави и Фатма Эмам. Но кому знакомы эти имена во Франции? Как признак всеобщего характера этой революции, в сети появился смонтированный ролик о «величайших женщинах-бунтарках», в котором в один ряд поставлены, Жанна д’Арк, Голда Меир, американская суфражистка Сьюзан Энтони и… Коватул Карман.
У этих женщин не получится и дальше продолжать сражаться, если их призыв не получит никакого отклика, который может поддержать их борьбу. Многие мужчины в этих странах понимают их и тоже стремятся к большему равенству в обществе. Однако и у них скоро не хватит духу противостоять высокомерному мужскому владычеству, если они не смогут добиться признания в глазах мира. Для них будет слишком велик риск самим оказаться за пределами этого правящего круга.
«Женщины-активистки должны сменить направление и объединить свою борьбу с политической», - недоволен Мозн Хасан из расположенной в Каире организации Nazra for Feminist Studies. Демократам со всего мира также необходимо поменять свои взгляды, отбросить всяческий культурный релятивизм и понять, что равенство полов - это обязательный этап любого по-настоящему демократического социального проекта. Умственные усилия, которые требуются для такой смены парадигмы, огромны. Однако их необходимость подтверждается тем фактом, что хотя демократия и не кажется чем-то естественным, она все равно выглядит предпочтительным режимом, по мнению большинства людей. Точно так же равенство полов является основой равенства между людьми.
Оказать поддержку этим женщинам нужно уже сейчас, а не завтра, когда они отрекутся как от груза традиций, так и от нашего безразличия.