Публично возразив Владимиру Путину меньше чем за год до российских президентских выборов, Дмитрий Медведев, возможно, сделал самую крупную ставку в своей жизни.
На прошлой неделе президент Медведев, предположительно, бросил вызов преобладанию премьер-министра Путина, назвав критические заявления своего ментора о действиях ООН в Ливии «неприемлемыми». Это означает, что на мартовских выборах 2012 года за президентский пост может развернуться борьба.
Своим возражением – вне зависимости от того, было ли оно хитроумным ходом в духе кремлевской политики или отчаянной попыткой сохранить хотя бы видимость власти – Медведев нарушил сохранявшееся десять лет табу на официальную критику в адрес Путина и рискует навлечь на себя недовольство политических кланов, по-прежнему считающих Путина верховным лидером.
«Медведев впервые так сильно высунулся из окопа. Это стоит считать самым рискованным шагом за время его президентского правления, и сомневаюсь, что Путин его оценит», - заявил профессор Павел Баев из Международного института исследования проблем мира в Осло.
«Медведев попытался перетянуть часть одеяла на себя, но он по-прежнему остается голым. Между тем Путин считает, что все одеяло принадлежит ему, - объясняет Баев. – Я бы пока не назвал происходящее схваткой, но оно может в нее перерасти».
Насколько оправдалась ставка Медведева, станет понятно только позднее в этом году, когда они с Путиным, который был президентом до 2008 года в течение максимально возможных на тот момента восьми лет подряд, должны будут решить, кто из них будет в марте баллотироваться на следующий шестилетний срок.
Пока ясно одно – Медведев и его советники либо достаточно уверены в себе, либо достаточно отчаялись, чтобы попытаться вывести Медведева из длинной тени, которую отбрасывает его ментор, с помощью жутковатых приемов кремлевского политического театра.
Спор из-за Ливии
Когда Путин раскритиковал резолюцию Совета безопасности ООН о военной операции в Ливию, заявив, что она «напоминает средневековый призыв к крестовому походу», он выражал не только свое личное мнение.
Выступая 21 марта перед рабочими ракетного завода, Путин намекнул, что Медведев в ливийском вопросе повел себя слишком мягко по отношению к Западу и был неправ, не наложив вето на резолюцию. Эта позиция отражает недовольство ряда высокопоставленных российских консерваторов.
Реакция Кремля была необычно смелой.
Формально являющийся главой государства Медведев, облаченный в кожаную пилотскую куртку с золотым двуглавым орлом и нашивкой «Верховный главнокомандующий» , заявил, что использование таких выражений как «крестовые походы» в данном случае неприемлемо.
Однако Путин обладает уникальной способностью поддерживать равновесие между соперничающими фракциями российской элиты, поэтому, как бы ни расходился с ним Медведев в отношении Ливии, одобрение премьер-министра необходимо хозяину Кремля, чтобы в 2012 году баллотироваться на новый срок.
«Путин - по-прежнему старший товарищ и хочет остаться товарищем №1, независимо от того будет он президентом или премьер-министром», - утверждает один из влиятельных российских бизнесменов, считающий открытую борьбу за власть маловероятной.
Соединенные Штаты стремятся заручиться поддержкой Медведева по целому спектру вопросов – от Ирана до Ливии. Тем не менее, высокопоставленные американские дипломаты, судя по опубликованным депешам, считают Путина «альфа-самцом» российской власти и полагают, что Медведев «играет роль Робина при Путине-Бэтмене».
При этом в российской политике обычно так много от инсценировки, что ряд инвестиционных компаний и аналитиков считают ссору из-за Ливии частью изощренной интриги, цель которой – либо заставить мир гадать о том, кто будет править в Кремле, либо оставить для Москвы лазейку в ливийском вопросе.
«Трудно понять, игра это или борьба, но я склонна думать, что игра», - утверждает видный эксперт по российской элите Ольга Крыштановская.
«Режиссеры этого процесса стараются создать иллюзию того, что баланс смещается сначала в пользу Медведева, потом в пользу Путина, потом опять в пользу Медведева», - говорит она.
Однако стоит заметить, что Путин постарался как можно быстрее развеять слухи о разногласиях внутри тандема, а Медведев столь же быстро начал более критически отзываться о действиях Запада в Ливии, и это указывает, скорее, на правоту экспертов, которые не считают публичный конфликт между лидерами обычным спектаклем.
Тем не менее, высокопоставленный источник в Кремле утверждает, что никаких трещин в тандеме нет, и что - вне зависимости от личных взглядов Путина - внешняя политика России остается прерогативой президента.
«Очередные слухи о расколе тандема – не что иное, как выдумка», - заявил источник, назвав подобные предположения «конспирологией».
«Естественно, что российскую позицию по Ливии огласил президент, - подчеркнул источник. – И он сделал бы это независимо от наличия или отсутствия заявлений Путина».
Впрочем, маловероятно, что Медведев может позволить себе такую роскошь в ситуации, когда он должен консультироваться с Путиным о том, кто будет баллотироваться в президенты в 2012 году.